Походы

2008 — Велопоход по Аландским островам

26.07 — 3.08, Mariehamn — Prästö — Kustavi — Turku — Kimito — Tammisaare — Inkoo — Helsinki

День первый

27.07 Mariehamn — Bomarsund, 42 км
К месту начала похода на этот раз участники добирались несколькими группами. Мы с Яной, Ромой и Денисом ехали с соревнований по ориентированию из Швеции, Сергей Стекольщиков и Сергей Котюков – ехали из Хельсинки, а остальные 19 человек – добирались из Таллинна. С заказом билетов из Таллинна «протормозили» — на тот паром который мы хотели мест для великов уже не осталось. Пришлось ломать голову и в конце концов решили добираться «с пересадкой» — то есть сперва на одном пароме плыть из Таллинна в Хельсинки, а потом в этот же день из Хелсинки до Мариехамна. У каждой из групп были свои приключения. Мы прибыли в порт в час ночи, до 4 утра решили немного поспать. Отъехали от порта метров триста и в каком-то лесопарке завалились прямо в спальниках. Глаза закрыли – открыли… Хоп – 2 часа как не бывало, пора вставать, наших с парома встречать… Еще интереснее ситуация получилась с Серегами. Они тоже приплыли в час ночи… правда – не в тот порт что надо. Их паром оказывается останавливался в городишке который находится в 20 км от Мариехамна. То есть им в час ночи еще пришлось педали мотать – накручивать двадцатку… Те кто ехал из Таллинна тоже намаялись. Почти целый день в пути – сперва один паром, потом по Хельсинки, потом второй паром. На втором пароме все ожидали кают, но оказалось что билеты нам предложили без каютных мест — просто палубные. Пришлось шататься по барам-диванам, искать место где бы можно было приткнуться.
Но как ни крути – все мы в 4 утра все же встретились в порту. Поход можно было начинать. В самом Мариехамне мы хотели посмотреть как минимум старинное парусное судно Pommern. Корабль-музей открывался только в 9 утра, так что мы забрались на гору неподалеку, нашли там столик и скамейки, перекусили продуктами которые мы с Ромой закупили еще в Швеции, встретили восход и успели еще вздремнуть часок-другой – сил набраться.
Про корабль много интересного написано в интернете и действительно там есть на что посмотреть. Вход на корабль-музей – 4 евро с человека. Нам понравилось все что мы там увидели и уплаченых денег было не жалко. Что еще понравилось в Мариехамне (и его окрестностях) – идеально налаженная сеть велодорожек. Они в городе отмечены зелененькими табличками. Все направления ясно и четко помечены, расстояния до них указаны, дорожка никуда не теряется и не скачет по бордюрам – ровная, ухоженая, глаз не нарадуется. На пересечении со многими оживленными трассами велодорожки часто уходят в туннельчики тем самым придавая еще большее удовольствие от езды на велосипеде, приятно уже от одной только мысли что о тебе (велосипедисте) так позаботились и отнеслись с таким вниманием.
Продукты решили купить в городишке Godby, не хотелось долго торчать в Мариехамне. Пока добрались до туда – Дима Тимашев уже успел то ли убежать от всех, то ли отстать… ну в общем — потеряться и в добавок к этому – каким-то диким образом намотать цепь себе вокруг втулки с большой звездочкой. Добраться до магазина он кое как добрался, а вот с цепью мы повозились. Еле смотали ее в обратную сторон – на место. Еще успели заодно и спустившееся колесо поменять. Продукты к тому времени уже закупили и мы тронулись дальше по маршруту. Буквально через пару км нас опять ожидала остановка. У придорожного кафе стояла высокая вышка, так и подмывало забраться на нее и обозреть окрестности… Оказалось что вход на вышку платный – 2 евро взрослый билетик и 1 евро детский. Однако платить было лень, продавщица, она же барменша и официантка в одном лице была так занята что нам надоело ее ждать пока она набегается между столиков и мы прошли на вышку бесплатно. Платить на выходе естественно тоже ни кому в голову не пришло. Окрестности с вышки видны далеко, пейзажи красивые, наверху сами тоже пофоткались. Чтобы уж совсем наш маршрут не дробить на мелкие кусочки было решено заодно и перекусить раз уж все встали. Уютную тенистую поляночке в лесу нашли буквально в 50 метрах от кафешки.
Далее наш путь шел в направлении к замку Kastelholm. Пока до него ехали – случилась еще одна поломка. Из за изношеной покрышки продырявилась камера у Лены. Покрышки запасной с собой не было. Пришлось колдовать на ходу. Лопнувшую камеру уложили внутрь покрышки как изолирующий слой. Новую камеру вставили как обычно, накачали, а потом для верности место с дыркой обмотали армированной изолентой (серого цвета). Из-за изоленты тормоза на этом колесе пришлось отключить. Такая конструкция у нас успешно прослужила 3 дня, пока в большом городе не нашли вело магазин. Все было бы нечего, но пока мы занимались ремонтом Вера поехала догонять группу. А группа свернула к замку Kastelholm, который оказался совсем рядом. Мы подъехали к замку – Веры нет… Хорошо хоть мобильный телефон у нее был включен – позвонили «позвали» обратно.
Замок Kastelholm представлял из себя хорошо сохранившиеся развалины. Целыми остались только стены, которые на вид что снутри что снаружи в общем-то не сильно различаются. Поэтому покупать билеты для прохода внутрь замка по цене 5 евро за штуку нам не захотелось. Пока дожидались Веру народ с удовольствием повалялся-подремал. Все-таки ранний подъем давал о себе знать… Рядом с замком есть еще некое подобие нашего Рокка-аль-Маре – музея под открытым небом, куда свезены различные строения с островов. В него мы тоже не нашли энтузиастов прогуляться. Всем уже нетерпелось добраться до стоянки.
Ехать до нее оставалось уже немного. Вставать без кострища не рискнули — решили остановиться на кемпинге. Нашли его без проблем. Цены приятно удивили – за палатку тут брали всего по 2 евро, а не по 12-14, как мы читали в интернете. Еще по 2.7 евро брали за каждого «постояльца», что в общем и целом вполне нам подходило. В кемпинге был туалет, вода, электричество, навесы для гриля… Душ с горячей водой надо было покупать отдельно – за 1 евро можно было стоять под душем с горячей водой в течении 4 минут. В душ сходил только Серега, остальные же обошлись купанием в море. До пляжа надо было идти через дорогу, поехали туда на великах. Вода… ну «не май месяц» точно. Хотя – после того как окунешься вполне даже можно в ней и посидеть подольше. Ужин готовили под навесом для гриля. Дров тут не предлагали, зато рядом был лес, откуда мы натаскали гору валежника даже не прибегнув к услугам топора. Ведро борща и в добавок к нему ведро макарошек не заставили себя ждать. Налопались до отвала и чтоб как-то это «растрясти» пошли гулять по руинам старинной русской крепости Bomarsund. То немногое что осталось от грандиозных планов тоже было интересно порассматривать. В одном месте даже стояли пару старинных пушек.
В 10 попили чаю и стали расползаться по палаткам — глаза уже просто слипались. Заключительным аккордом сегодняшнего дня стали песни поляков которые быстренько заняли наше кострище как только мы разошлись. Их громогласное хоровое пение под гитару нельзя было назвать плохим, но мешали они нам недолго – мы настолько устали что скоро уже спали крепким сном несмотря на этот «концерт по заявкам». А некоторые «счастливчики» умудрились заснуть с такой скоростью, что даже о поляках ничего и слашать не услышали… 🙂

День второй

28.07 Bomarsund — Kustavi — Mussalo, 63 км
Сегодня нам предстоял «день паромов» — 4 парома за один день. Самый длинный по времени паром плавал по расписанию. Нам надо было успевать на первый рейс утром в 9.30. А до этого парома надо было поплавать еще на одном пароме и проехать километров 12. Вот все эти «дополнительные условия» и определили время нашего подъема.
В 6 утра мы уже завтракали, а в 7.45 отправились в путь. Андрей Сафонов который был дежурным рассказывал потом – «да чтоб я, да во время отпуска, да вставал в 5 утра!? Скажи мне кто об этом – я бы ни за что не поверил!» J Но как говорится – что ни делается – все к лучшему. С утра зато ехать свежо, хорошо…
Первый паромчик прошли очень быстро. Он как маятник снует взад-вперед, минут за 15-20 мы уже перебрались через неширокий пролив. 12 км до второго парома доехали без происшествий. Уже в 8.50 были на месте, так что 40 минут у нас было в запасе. Паром для велосипедистов бесплатный. (машину можно провезти за 20 евро). За 2 с половиной часа ходу из порта Hummelvik в порт Torjholma мы успели и поспать и полюбоваться окружающими красотами. Кругом – островки, море, солнце, на островках затерявшиеся красно-белые домики, изредка лодочки мимо проплывают и ласковый теплый ветер треплет вашу прическу…
Путь дальше лежал по группе островов соединенных друг с другом мостами и дамбами 23 километра. Третий за сегодня паром отплывал через 3 часа. Так что времени в общем-то хватало. На полпути этого отрезка – в поселке Брондо купили продукты и без проблем добравшись до конца островов еще успели до парома перекусить. Паром Ava — Osnas плыл с 15.15 до 15.50, он тоже бесплатный для велосипедистов. Дальше небольшой отрезок по шоссе — 6 км – и еще один паром-челнок. К счастью – тоже бесплатный.
Вот и все паромы на сегодня. Но наш маршрут на этом еще не закончился. Так как за время катания на паромах все успевали хорошенько отдохнуть то мы решили проехать еще немного, чтобы тем самым уменьшить нагрузку на следующий день. Через 2 км проехали город Кустави. В нем нашли инфо пункт, но ничего нового в нем узнать не смогли. Кроме того кемпинга что мы уже видели на картах ничего нам больше подсказать не смогли. Мы сделали пару попыток посмотреть что-то по пути – ездили то к одому то к другому озерку, но все бес толку. Ничего путного найти так и не получилось. Все подходы к озерам застроены частными домиками. В итоге – пришлось ехать в кемпинг Муссало. От Кустави до него успели «намотать» 14 км. Цены в кемпинге – 14 евро за месту под палатку, при условии что в палатке живет не более 4-х человек. В эту цену входят вода, туалет, баня с 7 до 9 вечера, горячий душ. Для того чтобы приготовить ужин мы выбили домик с грилем и столами. Там было очень удобно и готовить кушать и посидеть пообщаться после ужина. Пока готовился ужин успели все сходить по очереди в баню. Приятно было и погреться и с пылу-жару сигануть в теплое море. Вечером после ужина Антон в первый раз вытащил гитару и пару часов наяривал нам разные песенки. В 23.00 в кемпингах время «официального отбоя». Шуметь после этого запрещается, так что и мы слишком долго сидеть не стали – расползлись по палаткам.

День третий

29.07 Mussalo — Turku — Ruissalo, 72 км
Третий день — и снова ранний подъем! Ну и отпуск выдался!! Да сколько же можно? 🙂 Опять эти паромы со своим «неподходящим» расписанием…
Завтрак в 6.15, сборы до 7.45, неспешно проехались и вот уже мы в порту. До отправления еще пол часа… Загораем, смотрим как уже с самого утра местные умельцы намывают ковры. 9.15 — загрузились и поплыли. Волны плещутся, лучи утреннего солнышка прыгают зайчиками в глазах… И тут как обухом по голове — капитан говорит — ну давайте ребята, платите за проезд. 🙂 Мы — в шоке! Какая плата, мужик, да мы!… Да только с Аландов!… А там ни копейки никто не спросил!… В общем — к халяве быстро успеваешь привыкнуть. Но как ни крути, как не верти — пришлось выкладывать по 3 евро с человека да по 2 евро с велика. Мы конечно не преминули поторговаться — уломали пятерых (из 25-ти) провезти «бесплатно».
Добрались наконец до материка, пошли затяжные подъемчики, красивые мосты… В Меримаску посмотрели старую деревянную церкву, стоит красавица аж с 1726 года и ничего себе — ни червечки ее не поели, ни ветер с дождем ни попортили… Долго ли, коротко ли — въехали мы в Наантали — пригород Турку. Стало двигаться сложнее — велодорожки есть, но не всегда все ясно с указателями, часто приходится останавливаться, сверяться с картой. Закупили продукты. У магазина к нам стал «приставать» корреспондент местной газеты. Пораспрашивал, вопросы позадавал, попросил нас «попозировать», наделал фоток… Вот уж нам везет на этих корреспондентов — в прошлом году ж тоже на одного такого нарвались…
В Турку уже катились только по велодорожкам. В одном месте чуть не сбились с пути — воткнулись в какую-то промышленную зону, только фуры чешут туда-сюда. В городе все кругом уже застройки, дома, территории, стоянку в лесу бесплатную найти уже было не реально. Поехали в кемпинг Руиссало, еще 9 км по полуострову пилить. Цены однако кусались — 14 евро с палатки плюс 4 евро с человека, плюсом — дрова только платные, 2 евро несколько дровин. Хотя с другой стороны — и туалеты и душевые по последнему слову техники, кухня по евростандарту, вход во всю эту «красоту» — по персональным ID карточкам… Ну и дальше все в таком же духе :)… Пляж неплохой — песочек, площадки для волейбола, до которых мы правда так и не добрались поиграть.
Обед решили пробовать варить на электроплите. Финики с нас просто перлись — еврокухня и наши ведра черные-чумазые. Контраст по полной программе! 🙂 Один финн даже сгонял свою жену привел и тыкает ей на наши ведра — «смотри мол, настоящие, походные ведра» 🙂 Готовить обед мы с ведрами конечно же намаялись. Хоть мне и пришла в голову идея нагар со дна соскрести — все равно нагревались они очень медленно. То ли объем слишком большой, то ли днища не слишком ровные, но ведра еле нагревались… Мы с Серегой Стекольщиковым уже партию в шахматы часа на полтора успели замутить, а вода все не подавала признаки «кипятка». Не помню уж что мы там такого наколдовали, но по истечении четырех с половиной часов мы наконец счастливые уселись уплетать суп и второе.
Вечером чай до кипения так по нормальному довести и не получилось, в конце концов грели воду в большой железной Андрюшиной кружке (Андрюше за это отдельное спасибо 🙂 ). Засиделись уже за 11 — в кемпинге отбой, а мы вспомнили молодость — режемся с остервенением в дурака. Вшестером, в переводного. Я уже и не припомню — когда в последний раз я столько в карты играл :)… Да и чаек «с ароматом» на ура пошел… В общем — посидели весело.

День четвертый

30.07 Ruissalo — Kemio кемпинг, 74 км
Поутру отправились в Турку смотреть достопримечательности и поверьте мне — там было что посмотреть! Начали со средневекового замка Турку, в парке пофоткались, замок обошли, полюбовались. Конечно, было бы времени вагон — можно было бы и внутрь пойти, билеты купив по 7 евро :), но к сожалению у нас его (времени) не было. Снаружи — тоже «монументально». Строили раньше — на славу! После замка отправились к набережной реки Аурайоки. Вот где красотища еще та! Переносишься куда-то в средневековье — народ прогуливается по променанду, кораблики снуют, парусники пришвартованы, все чистенько, ухожено, аккуратно, приветливые лица горожан, зелень кругом, солнце сияет… Да, в Турку надо приезжать на целый день гулять, а не «проездом» смотреть как мы. Вдоль реки доехали до Кафедрального Собора. Заодно успели заглянуть в магазин спорттоваров — нашли там покрышку для Веры велосипеда. В Соборе тоже были очарованы и внутренним убранством, и проникающей глубоко в душу игрой органа, и общей атмосферой величия. Еле нашли в себе сил уйти оттуда.
На этом трогательном моменте заканчивалось наше общение с двумя Серегами — они отправлялись домой. Девчонки конечно в слезы — обниматься, целоваться… Еле оторвали их — так все успели «прижиться» друг к другу за какие-то 4 дня! 🙂
Но как говорится — быстро сказка сказывается да не быстро дело делается — пора и в путь дорожку. Простились мы с Турку — часик покрутили педали, заскочили в Lidl купить продуктов и жмем дальше по «курсу». А курс наш лежал дальше по шоссе 101, далее по шоссе 181. Машин полно — не расслабишься. И по советам найденым в интернете мы в районе городишки Savuo уехали на второстепенную дорогу. Жарища, солнце так и палит — на карте разглядели какое-то место «для купания». Сделали попытку его найти, но она явно не увенчалась успехом — полянка у берега-то была, перекус на ней прошел на ура, а вот выход к морю — «полный привет». Невнятный проход в камышах по которому изредка на лодке проплывают, дно топкое, камыши в пузо втыкаются. На такие жертвы решились не все :)…
Ну чтож, до кемпинга Kemio было уже недалеко ехать. Добрались до места. Поводили носом — никто нас не ждет?! Оркестра нет, с цветами никто не выбежал навстречу. Однако какие-то домики все же стоят, на пляже мостки неплохие, около них кто-то из местных аборигенов. Поговорили с ними — кемпинг уже закрыли давно, а место это вроде как — общественное стало. Проверить достоверность этой информации мы в общем-то не смогли, по номеру телефона найденному на въезде никто не ответил — было времени уже восьмой час. Походили мы кругом, посмотрели, нашли и дом с дверью незапертой, а там — и вода, и туалет, и электричество подключено. Перед домом — жаровня, за другим домом — дров навалом. Решили тут остановиться на свой страх и риск. Место в общем — замечательное. Тихо, ухожено, хорошие мостки — купаться одно удовольствие. А вода — как парное молоко! Весь вечер никто нас не беспокоил — приготовили ужин, поели, посидели у костра и разошлись по палаткам.

День пятый

31.07 Kemio кемпинг — водопад Latokartano, 45 км
Сегодня мы планировали сделать дневку. С утра вскакивать не стали ни свет ни заря, повалялись до 9-ти, спокойно позавтракали, покупались. Водичка теплая, купаться одно удовольствие. Наконец расчехлили удочку и затеяли рыбалку. Мы немного отдохнув решили проехать до ближайшего городишки в магазин за продуктами.
Рома нас стал убеждать что ехать напрямик по асфальту – это очень скучно и нам обязательно надо проехать по чуть более длинной дорожке, но по грунтовочкам, с обозрением местных финских аборигенов. Почему мы ему поверили – не знаю. Но именно так мы и поехали. А дальше – то ли карты у нас были не точные, то ли дорог фины новых настроили, то ли мы куда невнимательно посмотрели, но через пару поворотов мы уже лишь смутно догадывались – по какой именно грунтовке мы в данный момент едем. А дорога текла лентой по долам, по лесам, по пригоркам… Какие-то перекрестки нас совершенно сбили с толку и промотав довольно долго мы все же уперлись наконец в шоссе. Где мы – стало ясно. Так же стало и ясно то что мы вместо 11 км дороги по шоссе в результате получили около 22 км по грунтовкам. Назад конечно же никто больше на Ромины предложения уже не купился. 🙂
Однако этот непонятный крюк – было не самое печальное, что ожидало нас в этот день. Гораздо более печальные новости нас ожидали по прибытии в лагерь. Оказалось за это время сюда приехала какая-то футбольная сборная, и их тренер заявил нам что они на 2 дня «сняли всю поляну» и видеть нас тут совершенно не хотят. Как мы с ним ни общались, как его не убалтывали, твердолобый финик ну никак не шел ни на какие уступки. Оказалось что территория эта была не общественная, а чья-то собственность и у финика этого было полное право нас отсюда попросить. Ну, делать нечего. Доваривая суп одной рукой и собирая палатки второй, мы кое-как успели по-быстрому пообедать и «вышли в поход» в районе пол шестого.
Путь решили держать на значок кострища найденый на карте километрах в 45-ти. Ехали споро – раскачиваться времени не было, нужное место нашли без проблем. Пред нашим взором предстало «родное» кострице, обложеное валунами, со скамеечками вокруг. Наконец-то, хоть раз можно постоять «дикарями» подумали мы :)… Работа закипела – дрова, рогулины, костер, вода, ужин, палочки для гриля… В промежутке между всем этим – расставили палатки. Позже метрах в трехстах Света нашла еще одно замечательное место – навес с местом для гриля, а кругом – березовая роща красоты неописуемой. Но мы уже были не в силах перезжать за сегодня второй раз – решили остаться уже где есть.
Закончился вечер «праздником живота», я лично так укушался, что пошел в палатку «полежать чуть-чуть»… Да так случилось, что мои чуть-чуть закончились уже рано утром следующего дня 🙂

День шестой

1.08 Водопад Latokartano — Tammisaare, 39 км
Утро началось с купания в реке. Сама река неглубокая, никаких особых мест для купания вроде нет, но нашли мы один прикольный омут, в котором к тому же и дно из глины – так прикольно в эту «яму» спускаться, когда ноги то скользят, то вязнут в глиняном дне. В общем – весело. В начале пути проехали чуть ниже по реке – посмотрели на развалины старой плотины и мельницы. А больше особо интересного за день ничего и не было. Дорога местами прыгала по горкам вверх-вниз, потихоньку нас изматывая, да солнце нещадно палило нас, чтоб мы потом не говорили что лета так и не было. В поселке Tenhola посмотрели церквуху старую, аж 14-го века. Сохранилась ничего, на удивление…
Сделали пару попыток найти какое-нибудь дикое место на берегу у озера, но так ни с чем и остались. Пришлось ехать до Таммисааре – там предстояло найти кемпинг. Оставили почти всех на городском пляже, сами прокатились в инфо пункт – узнали где находится кемпинг, купили продуктов в магазине.
Кемпинг был на берегу длинного фьорда глубоко вдающегося в материк. Цены нам посчитали как-то очень интересно – взяли 11 евро за всего одну палатку и к этой цене добавили по 4 евро на взрослого (2 евро за ребенка). Сумма получилась до смешного маленькой. А в комплекс «удовольствий» входили: хороший песчаный пляж, песчаный заход в море, вода в море – теплая-теплая, туалеты, души, на пляже – волейбольная площадка с натянутой сеткой. Палатки поставили на красивой травянистой полянке у самого гриль-домика. Тут же рядом были большие столы из длинных бревен и скамьи у этих столов. Еще в кемпинге можно было брать в прокат катамараны или лодки.
Мы конечно же первым делом поиграли в волейбол, потом руки дошли до великов Некоторые из них надо было подремонтировать, некоторые – просто смазать, а кое-каким – выпрямить неслабые восьмерки на колесе. 🙂 Заодно – подклеили дырки в камерах – кому надо было.
Дернуло меня прокатиться в соседнюю лесопарковую зону – упилил налегке по парквым дорожкам, поносился, уехал в самый конец дальнего острова. Там по закону природы у меня и спустила камера – пробил об обод на одном из больших камней попавшихся на пути. Пока починил, пока накачал, пока добрался назад – ну, времени-то пошло много на эту «прогулочку»…
До ужина еще налегли на волейбол, а после ужина, уже когда давно стемнело – долго еще сидели за нашим огромным обеденным столом и травили байки…

День седьмой

2.08 Tammisaare — Kopparnäs, 64 км
Встали в 8, позавтракали, довольно долго упаковывались. Часов в 10 народ хотел было начать играть в волейбол – пришлось их «грубо прервать». Все-таки еще ехать и ехать сегодня…
До Rosenberg-a расстояние километров в 20 ехали практически без остановок – к концу похода все-таки уже «набили руку». J Потом пошла Королевская Дорога. Вскоре мы ее оценили по достоинству – подъемы, спуски, постоянное виляние влево-вправо… Все это довольно сильно выматывало – только и приходилось, что делать ускорения чтобы с ходу влететь в очередную горку. Про один подъем Света даже заметила, что легче родить чем на него вскарабкаться. J
Наконец добрались до нашей первой остановки – замка … . В этот день у замка как раз проводились какие-то праздненства. Побежали все смотреть это чудо средневековой архитектуры. Облазили все сверху донизу. Позже уже узнали, что вход в замок оказывается был платным – надо было где-то в ларьке покупать билеты по 1 Евро. Руины замка хорошо восстановлены и реновированы. Выглядет все это очень впечатляюще. Замок сам высокий, стены толстенные, в общем – глаз не оторвать. Колориту конечно добавили и ярмарка у стен замка, и национальные танцы каких-то коллективов, и масса булочных и кафешек.
Когда стали отъезжать от замка – чуть не запутились и не уехали в обратную сторону – хорошо мужик какой-то нас вовремя «развернул» в правильном направлении. Опять Королевские горки-спуски. Проехали еще 12 км до местечка Fagervik. Думали найти там магазин и сделать перекус, однако на месте оказалась только кофешка, пришлось перебить аппетит мороженым. Музей местный оказался закрыт, поэтому просто погуляли по территории старинной железной мастерской. Тоже довольно интерсное место.
Продукты на перекус покупали в Inko. Я прокатился поискать место где можно разместиться с перекусом и наткнулся на Инфо пункт. Там нашлись подробные карты окрестностей, на одной из которых было отмечено место с кострищем на берегу моря. Из за того что устали мотаться по Королевской Дороге – решили дальше не ехать а попытаться найти это местечко.
Уже почти на подъезде к нужному месту наткнулись еще на один щит с информацией – там все окресные кострища были разрисованы с еще большей точностью. Выбрали то, где кроме самого кострища было отмечено еще и наличие питьевой воды. На месте оказался песчаный пляж, колонка с водой, куча дров, пару «домиков», в одном из них печка-коптилка. Погода впервые за весь поход стала портиться, похоже было что все это закончится дождем. Поэтому мы натянули свой целлофановый тент. Развести огонь в коптилке в домике по нормальному не получилось – не преспособлена она была для наших ведер походных. Поэтому плюнули мы на этот комфорт – и по «нашему» развели огонь на улице под тентом. Дело пошло. Ударно отработали свое первое дежурство Саша со Светой. Смогли мы «добыть» и электричество. Столбы с проводами приходили прямо к стоянке, и розетки висели по всем столбам, но вот фазы в них не было поначалу. Нашли электрощит, где все это дело должно включаться было и благодаря удлиненной дужке навесного замка смогли приоткрыть дверку и длинной палочкой включить главный рубильник. Весь вечер заряжали телефоны, фотоаппараты, видеокамеры… Конечно же на утро — все выключили за собой.
После ужина в гости к нам добрался Серега Стекольщиков с Катей, дочкой и их подругой. И хоть небо разразилось противным дождем – нам под тентом все было нипочем. Пили чай, Света сыграла наши любимые песни на гитаре, и даже в мафию сыграли, долго голову ломали, глотки драли, но в конце концов – «наши» победили :). Дождь поздно ночью еще больше усилился, мы проводили Серегу и разбежались по палаткам…

День восьмой

3.08 Kopparnäs — Helsinki, 60 км
Как обычно встали в 8, как обычно выехали около 10 утра. Но было в это утро и что-то необычное – это необычайно вкусная манная каша приготовленная Сашей и Светой. Так отвественно и с такой любовью еще никто не подходил к дежурству как они. И за это им – отдельное огромадное спасибо!!
Что значит поход подходит к концу – такая слаженность в действиях начала наблюдаться! Никто не отстает, никто не убегает. 14 км в час, 7 км ходу, 5 минут передыху – и так дальше и дальше. Наша крейсерская скорость сильно упала лишь когда мы въехали в пригород Хельсинки. Начались светофоры, на них вся наша ватага за один раз проезжать не успевала. Так и получалось – проедет первая половина народу – ждем за светофором, проедет вторая часть народу – тогда только можно начинать двигаться. Только разгонимся – снова очередной светофор. Плюсом ко всему – отрезок дороги превратился в автомагистраль, а по ней как известно на велосипедах ездить нельзя. Стали смотреть – где велодорожки, куда ведут, где под какой развязкой как проехать и так далее – а каждая остановка взглянуть внимательно на карту – это 25 человек остановились, потом 25 человек друг за другом тронулись. В общем – двигались как черепахи. Только и радовало что мы с каждой минутой медленно но верно приближаемся к конечной точке нашего недельного турне. И как же мы в этот момент вспоминали самыми добрыми словами нашу «чудо-проводницу» прошлогоднего похода – Раису. Как нам ее сейчас не хватало! 🙂 Ведь в прошлом году выезд из Хельсинки и обратная дорога с окресностей города до самого порта прошла как по маслу благодаря именно ей!…
Где-то уже в жилом районе проезжая мимо Маркета остановились, купили продуктов на перекус и на корабль чего-то с собой. Тут же в парке на скамейках и перекусили, заодно дав всем кто устал возможность перевести дух.
Но все же судьбе было угодно чтобы мы в конце концов вышли к намеченной цели. Вот он наш порт, до отправления парома еще 1:15 времени. Сходили умылись, приоделись, чтобы больше походить на цивилизованных людей. Дождик нас чуть-чуть пополаскал когда мы уже в очереди на загрузку стояли, но в общем посадка прошла замечательно.
Поднялись на корабль. Уселись, перевели дух. Я поздравил всех наших туристов с завершением такого нелегкого прямо скажем похода и всем вручил свежеотпечатанные «удостоверения» потверждающие участие каждого походника в этой эпопее. Диплом украшала фотография сделанная в начале похода. Долго наши соображали – как такое возможно, когда ж и как можно было напечатать дипломы? Ведь лаптоп и принтер я с собой не возил?!… 🙂 А я лишь скромно улыбался и поминал добрым словом Серегу Стекольщикова – автора и исполнителя этой замечательной идеи. :)…