Походы

2007 — Велопоход Финляндия — Хельсинки

21-29.07, Helsinki — Porvoo — Loviisa — Stromfors — Elimaki — Iitti — Artjarvi — Laukkoski — Helsinki (380 км)
В Финляндии можно было выбирать из двух направлений — или направо по побережью в сторону России, или налево — тоже вдоль побережья до Аландских островов. Мне почему-то больше приглянулся «правый» вариант.

День первый

21.07 Helsinki – Stornassuden (Porvo), 9 + 63 км
Паром из Таллинна отходил в 7.45 утра. К семи прикатились в порт. Ехали мы с Яной, Рома с Денисом и Света с Игнатом и Тарасом. Остальные уже были на месте. Загрузились без проблем. Удивила тетка в Check-In, которая глядя на нас почему-то решила, что с нами надо общаться по-английски. Была несказанно рада услышав эстонскую речь :).

В Хельсинки прямо в порту нас встретила Рая (Яны сестра живущая в Хельсинки уже много лет). Она приехала на своем велосипеде и повела нас через весь город по велосипедным дорожкам и красивым набережным в сторону своего дома. Нам приходилось только любоваться красотами абсолютно не напрягаясь на тему — по какой дорожке нам сейчас и куда надо ехать. Там нас дожидался Антон, он до этого уже неделю у Раи гостил. Симо купил ему подержаный велик взамен разваливающегося старого. В магазине Лидл закупили продуктов и двинулись в сторону нашей первой стоянки. Рая нас еще долго провожала добравшись аж до самого перекуса.

Перекус сделали «где попало» — на первой подходящей полянке у дороги. Пока сидели, нас помочила тучка с дождем и больше в этот день дождя не было. Большую часть пути ехали по велосипедной дорожке и только уже ближе к Порво – по обочине проезжей части. Горки в этот день если и были то довольно простые – плавно вверх, также вниз.Для большинства они особых хлопот не доставляли. Сложнее с ними шла «борьба» у наших «новых» велопоходников – Светы, Игната и Тараса. Их силы убывали прямо на глазах, в чем в общем-то не было ничего удивительного. Асфальт на всем пути был очень хорошего качества и на шоссе, и на велодорожке. Ехать одно удовольствие. Долго ли коротко ли – добрались до места стоянки.

Времени – шесть часов вечера. На спидометре 72 км, из них – 9 в Таллинне от дома до парома. Уставшие мальчишки забились в палатку «откачиваться». Многовато конечно вышло для первого дня похода, но что напланировали – то и получили, тут уже никуда не денешься. Остальные занялись обычными делами – костер, дрова, палатки, ужин, купание.

Это была единственная стоянка когда мы стояли не на озерах а на берегу моря. Вода была самая холодная за весь поход – вылазишь из воды и по всей коже колики идут, как после парилки на снегу повалявшись… :)На этой стоянке непросто было найти подходящее место под палатку. У нас на 14 человек оказалось 7 палаток, а тут – или склон, или камни гранитные торчат. Кое-как все же разместились – разползлись по всей округе :).

Воду нашли в соседнем дачном домике. Там во дворе перед домом была и труба с краником и шлангом и отдельно – колонка, где можно было накачать воду «с применением физической силы». Домик был пуст. Так что мы никого «не беспокоили», тихонько набирая воды когда нам надо было. Наготовили еды столько что все съесть не смогли, часть макарон так и осталась в ведре. С чаем медлить тоже не стали.

Так как накануне все дома усердно собирались в поход и многие легли в районе трех ночи, а некоторые не ложились вообще, то соответственно народ начало клонить в сон. Часов в 11 все расползлись по палаткам.

Место стоянки оказалось не таким уж «безызвестным». Уже после того как мы встали сюда к стояночке машин подтянулись одна машина эстонцев и 2 машины с финскими номерами. Но так как кострище было занято нашим «табором», то они скромненько установили палаточку прямо у машины и к нам в общем-то даже не подходили.

День второй

22.07 Stornassuden (Porvo) – Porvo – Loviisa – Ruotsinpuhtaa – Särkjarvi, 69 км
Первое утро, долгие сборы, выехали только в 11.20. Добрались до Порво, планировали там «чуть-чуть» прогуляться по старому городу. Затянулась наша прогулка более чем на час. В Порво смотрели старый город и реставрируемую церковь. Городишко очень красивый, есть что посмотреть, есть где побродить. Конечно на будущее — надо для таких мест побольше времени выделять. Смотрим – время уже перекус делать, а мы только от стоянки отъехали.

Пришлось еще по быстрому заскочить в магазин, купить продукты на перекус. Где-то у старого домика у шоссе перекусили. Стали задумываться о продуктах на вечер. За городишку Forsby нам не удалось «зацепиться» — пролетели мимо, а возвращаться уже было лень. До следующего городишки – Loviisa – расстояние было еще около 16 км, а магазины закрывались уже через полтора часа. Отправили ударную группу «брать магазин штурмом», да вскоре и сами туда добрались. Ловису смотреть не было уже времени, хотя очень хотелось. Ехать до стоянки надо было еще километров 25, а времени на часах было уже 6. Пока дочухали – уже 8. В общем — опять с «планированием» накосячил :)…

Стоянка оказалась занята финами. Договорились с ними на «совместное» пользование кострищем (общались по английски), да и для палаток место было – целая поляна свободная. На ужин сварили полное ведро супа. Второе варить не стали. Попили чай, чуть-чуть посидели. Вечер знакомств опять делать не стали – усталость от длинной дороги давала о себе знать… Фины легли спать чуть-ли не в 9, так что и мы долго не стали у костра шуметь…

По стоянке информация: место «общественное», то есть бесплатное — на небольшом мысу уходящем в глубь озера, очень красивое, приватное. Есть место для костра, неподалеку есть навес, где можно в случае непогоды ужинать, есть даже дровяная печка с трубой :). Есть место для купания, в лесу неподалеку домик-туалет. Воду брали прямо из озера. Дрова — собрали вокруг в лесу без проблем. Места для палаток — и на самом мысу и на «материке» большая поляна окруженная лесом.

День третий

21.07 Särkjarvi – Elimaki – Iitti — Hiintomaja 61 км
🙁 сразу не записал… А теперь уже и не вспомню — что ж там было-то…

Помню — погода была очень хорошая, ехалось легко. Дороги были второстепенные, машин не много. Особенно не было никаких достопримечательностей, так что и в голове ничего не осталось… 🙂 Ночлег у нас был договорен с одним местным мужиком в лыжной базе. Летом она стоит — пустует. Вот нас и решили туда пустить переночевать. Внутри помещение довольно большое — куча столов-стульев, отдельная комната кухни с печкой дровяной. Вода горячая, баня даже, душ.

В общем на улице наигрались в картошку, потом в бане погрелись, в душе помылись и как «белые» люди с удовольствием пошли готовить ужин на плите. Все прошло замечательно. Кто-то из девчонок по привычке пошел спать в палатке на улице, ну а те кто менее притязателен к «комфорту» — завалились прямо на полу на подстилках в спальных мешках.

День четвертый

24.07 Hiihtomaja – Hiidensaari 29 + 24 км
На завтрак кашу приготовили тоже на плите. Удобно конечно… и посуду помыть горячей водой – одно удовольствие. 🙂 После завтрака пока упаковывали вещи начал накрапывать дождик. То сильнее то слабее, то совсем переставал. Прибрали в доме как смогли. С пылесосом конечно бегать не стали, но выметали мусор с особой тщательностью. Уходя просто прикрыли дверь. Тут у них коммунизм – никто ничего не ворует. Странно все это :)…

Поехали за продуктами в тот же городишку что и вчера вечером. Закупили все что нужно. Ехать сегодня надо было меньше 30 км, поэтому перекус решили не делать – по приезду в лагерь сготовим суп и вечером кашу.

По пути останавливались прогуляться в Iittin Kirkonküla – посмотрели местную церквуху и кладбище при ней. После этого дождь снова зарядил, мы натянули плащи и решили что пора быстрее добираться до стоянки. Ждать друг друга уже не стали, что бы не замерзнуть. Рома с группой поехал чуть быстрее, я сзади собирал всех отстающих.

Добрались до стоянки. Место было свободное. Дождик потихоньку утих. Мы стали расставлять палатки, колдовать у кострища и вытаскивать все продукты. Нам тут предстояло провести сегодня вечер и завтра весь день. Поставили 2 ведра на костер, но не успели мы еще что-то начать готовить, как к нам пожаловали «гости». К причалу пристал небольшой кораблик, и вывалило из него ни много, ни мало – человек 50 народу. Кто-то из них уже был «под парами», кто-то более-менее вменяемый… Оказалось это – какие-то группа то-ли политиков то-ли еще кого – из Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Они в довольно вежливой форме попросили у нас на часик место у костра — у них было «плановое пожирание жареных колбасок». Действительно – через час они «собрали монатки» и уплыли восвояси.

Мы доварили суп, пообедали и стали собираться на ориентирование. Соревнования местного масштаба проходили совсем неподалеку. Побегать в лесу к нам с Ромой еще присоединились Света и Яна (в основном благодаря уговорам Светы). До старта было 12 км, на пустых великах ехать в общем-то было терпимо. Стартовый взнос – 4 евро с человека. С удовольствием прошли свои дистанции, все остались довольны. На финише наш знакомый Пекко подарил нам по шоколадке Tupla. Мы чуть-чуть поели черники и отправились обратно в лагерь. Прогулку по природе вокруг лагеря решили уже на завтра отложить.

Ужин прошел в тихой мирной обстановке. Веселили нас три финика – один мужик привез пару – мужчину и женщину, которые пошли гулять на природу выяснять между собой отношения. Они так долго общались друг с другом запивая все это дело спиртным, что в конце концов мужика пришлось буквально выносить из лесу и сгружать его как труп с пристани в лодку. Вечером у костра наконец-то настало время продолжить нашу «встречу знакомств». Весело пообщались, поболтали – да и на боковую…

По самой стоянке — воду брали из озера. Дрова — куча бревен была навалена, оставалось только их попилить да порубить. Что-то из дров и в домике-сушилке было. Палатки ставить есть где. По необходимости — неподалеку есть еще большая поляна куда можно тоже встать если это место было бы занято. Есть кострище, есть домик — навес из бревен сложеный. Место красивое… А там где заход в воду — даже песочком все засыпано.

День пятый

21.07 Hiidensaari – дневка, 24 км

Сегодня у нас дневка. Никуда не надо торопиться. Все спокойно поспали, неспеша позавтракали. Молодежь наша «додумалась» что пора бы и велики почистить. Мы провели инструктаж – что такое грязь и как с нею бороться. После этого интересного занятия мы продолжили «общественную нагрузку». Гора бревен просилась «перепилиться» на дрова. Инструмент был. Организаторов процесса – хоть отбавляй. Через 15 минут – дым стоял коромыслом. Чурбаки отлетали, топоры мелькали, дрова у кострища росли как на дрожжах… «Запустив» процесс мы спокойно могли подумать о поездке за продуктами.

Поводили носом по карте – по первости казалось ехать довольно далеко. Поехали вчетвером. На удачу – в нескольких километрах по шоссе нашли вполне сносный «сельпо» где оказалось все что нам было нужно. Пока мы были «на охоте» — девчонки наши тоже времени не теряли зря – они вспомнив самую древнюю профессию занялись «собирательством» — прошвырнулись по окрестным лесочкам-полянкам и собрали очень неплохой урожай подосиновиков. Это и определило наше меню на обед – грибной суп.

После обеда – немного порыбачили. Что было примечательного — Илья как-то какую-то рыбину подсек, а та видимо большая оказалась — леска с поплавком и оторвались от удилища. Так он — как был в одежде — так и сиганул с мостков в воду поплавок спасать! 🙂 Спас… Рыбина правда уплыла каким-то хитрым образом 🙂

Потом организовали экскурсию на местную достопримечательность – гранитную гору. Впечатлений – масса. В основном все начинаются с «Ух ты!» и «Вот это Дааааа!!!» 🙂 С гранитной скалы высотой 60 метров виды на окрестности неопесуемой красоты. Природа просто сказка. Долго там фотографировались. Но все-же в конце концов пришлось «спускаться на землю». Дальше снова рыбалка, ужин с макаронами по-флотски…

После ужина закоптили своих рыбешек, наварили чайку, долго играли в мафию, спать ушли где-то в час. Примечательно что за весь день дождь так ни разу так и не пошел.

День шестой

26.07 Hiidensaari – Vuorenmäken 70 км

В этот день маршрут можно было выбрать «напрямик», вернувшись по той же дороге по которой мы сюда и приехали, но мы как говорится – «легких путей не искали». Нашли на карте подходящую грунтовку в объезд – и вперед с песней.

К шестому дню похода похоже все уже «втянулись» и езда на велосипеде не вызывала уже столько охов и ахов. Единственное что нам не слишком понравилось – неслабые горки. Так что топать пешком рядом с великом пришлось немало. По карте было нанесено пару достопримечательностей – какие-то «следы викингов» с наскальными надписями, водопад на реке… Но что-то нам не повезло в этот день – ни одного ни другого мы так и не нашли. Зато просто полюбовались на окрсности.

Проезжали мимо красивой плотины местной ГЭС а потом измученные жарой на ходу искупались в озере (а может в реке? 🙂 ). До стоянки добрались без приключений.

Что запомнилось в этот вечер – штормовой ветер дувший с озера. Приходилось проявлять немалую изобретательность при установке палаток и натяжке дополнительных крепежных веревок и еще больше проблем было при установке нашего тента над кострищем. К вечеру ветер стих, мы вздохнули с облегчением. После ужина гуляли по окресностям, фотографировали закат и просто бродили по дорожкам парка… У костра язык развязался и мы с Андрюхой и Ромкой втроем «зависли» аж до двух часов ночи… 🙂 По стоянке информация. Кострище находится прямо у озера, от остального «жилого» района отгорожено горкой поросшей лесом. Дрова если я не путаю — в лесу собрали. Воду брали в колонке около домиков (на улице, в «бесплатном» доступе). Туалет тоже есть в виде отдельно стоящего домика не в далеке. Пляж только вроде не слишком хороший, а так — все остальное есть.

День седьмой

27.07 Vuorenmäken – Laukkoski 67 км

Достопримечательностей на сегодня в общем-то не было. Мы думали – наша поездка пройдет назаметно, так что и вспомнить потом будет нечего. Но обо всем за нас позаботилась природа. Дождя слава богу не было, но ветер дул весь день такой что нам пришлось совсем не сладко. Для того чтобы как-то справиться с этой проблемой мы воспользовались известным методом – двигались группами, не по одному и держали группы один за другим след в след. Труднее всего конечно было лидеру пелетона, зато остальные могли отсидеться за его спиной и сэкономить силы. Наконец-то наши новички поняли – зачем ездить друг за дружкой и что ценного в этом способе передвижения.

Перекусывали на берегу озера в местечке обозначенном на карте как «место для купания». Купаться однако никто не стал – видимо из-за сильного ветра и больших волн вся вода была мутная, грязная на вид, идти в нее совсем не хотелось.

После перекуса нас «веселила» Вероника – направление движения поменялось, ветер теперь не дул в лицо, ехать стало легче и она видимо на радостях втопила не задумываясь ни про какие повороты. Мы еле остановили всех собравшихся ехать за ней, а саму Веронику потом долго и упорно догонял Игнат.

На стоянку к нам в гости приехали Симо, Рая и Янчик, пообщались с нами, покушали, мы им порассказывали про свое житье-бытье… А позже вечером опять затянул нудный дождь, и с сильным ветром дувшим с озера капли залетали к нам прямо под тент. Сидеть в этой сырости было неуютно, поэтому на мафию желающих не набралось, пошли спать в надежде на то что по утру погода будет лучше.

День восьмой

28.07 Laukkoski – дневка

Утром действительно погода улучшилась, выглянуло солнышко. Сегодня у нас была вторая дневка. До магазина в город было ехать совсем немного – 4 км, закупили продукты, потом занялись заготовкой дров. То небольшое количество «общественных» напиленых и наколотых дровишек что мы нашли у кострища уже стало подходить к концу. В лесу нашли несколько сухих заваленых берез. Пока их рубили кто-то из местных фиников из дома стоявшего дальше в лесу решил что мы занялись браконьерством. Местная полиция не заставила себя долго ждать – примчались на машине, пообщались с нами, наказали «беречь природу» и отбыли восвояси.

Примерно в обед снова приехали наши финские друзья – Симо и Рая. Дальше развлекались как могли – играли в волейбол, купались, ближе к вечеру закоптили на костре куриных ножек. Пир был горой. Курочки – за уши не оттащишь. Сегодня уже и у костра было приятно посидеть, и в мафию тоже сыграли.

День девятый

29.07 Laukkoski – Helsinki 60 км

Впервые за все время похода у нас появились проблемы с «местной молодежью». Ближайший городишко был от нас совсем недалеко, а видимо это озеро пользуется неплохим спросом у местных. Вот пару-тройку молодых ребят «под парами» и добрались до нашей стоянки уже поздно-поздно ночью. Времени было уже пол третьего – так что даже и не сказать – это была поздняя ночь или раннее утро. Ребята добрались до нашего кострища, раздули там угли, а потом накидали туда банок то ли от дезодоранта, то ли еще от чего. Одна банка успела рвануть, после чего «жители» нашего палаточного городка стали быстренько будить друг друга, чтобы «дать отпор» нежданым гостям. Ребята завидев что мы зашевелились побыстрому убрались восвояси. Мы залили кострище, подождали немного убедившись что никто больше не возвращается и расползлись по палаткам сны досматривать.

Утром подъем был ранний. В пол восьмого уже были на ногах, позавтракали и в начале 10-го двинулись «в последний путь». Оказался он далеко не «трудным самым», снова на подъезде к Хельсинки нас встретила Рая, позже – Симо, доехали до Идакескуса, там купили что-то из продуктов. Перекус устроили недалеко от Раиного дома, на красивом берегу моря. Все было бы хорошо, если бы не налетевший ливень – еле успели накидки надеть да одежду в рюкзаки попрятать :).

А вот последние несколько километров до порта судьба решила нам нервы потрепать. Весь поход с великами было все в порядке – а тут одно за другим: то колесо прокололи, то нипель пропускать стал, то пятое, то десятое. Со всей этой суматохой в порт добрались значительно позже запланированого времени. Но все-равно еще успели прогуляться до Александровской площади, полюбоваться окресностями, забежать в сувенирные магазинчики.

Ну вот и все, наш очередной поход подошел к логическому завершению. Первый опыт заграничных поездок оказался вполне удачным. Надо будет еще «подумать» в этом направлении… 🙂