Походы

2009 — Каноэ по реке Выханду

В планах было пройти от озера Тамула до города Ряпина. Всего это получалось 84 км. Дней когда мы плыли по реке было всего 4, то есть в среднем на день выходило около 20 км. Выехали мы на день раньше, чтобы переночевать на озере под Выру и с утра пораньше начать маршрут.

День первый

Приезд в Выру
Начать поход как обычно в субботу утром в этом году не получилось. Причина – никто нам не смог предложить каноэ в этот день. В воскресенье в Эстонии проводились соревнования где требовалось порядка 170 каноэ и следовательно все фирмы которые сдавали каноэ в аренду увозили каноэ на эти соревнования. Поэтому было решено начать плыть в понедельник с утра. А значит приехать в Выру надо было еще с вечера воскресенья. Четверым пришлось поехать на рейсовом автобусе, все остальные добрались в Выру на своих машинах.

На ночевку выбрали небольшое лесное озерко с местом для кострища от RMK. Добрались на место примерно часам к шести. Купались в озере, вода – вылазить не хотелось, просто сидишь в ней как бегемот в болоте и фыркаешь от удовольствия… Вечер прошел за приготовлением ужина и знакомством. Знакомиться в общем-то пришлось не много – почти все раньше хотя бы раз уже ходили с нами в походы. В первый раз с нами был только муж Лены Пернитской – Сергей. Как показал поход он оказался очень ценным «приобритением» в нашей компании. Постоянно чем-то занят, ни минуты не может сидеть на месте, все у него в руках спорится. В общем – молодец! 🙂

День второй

Тамула — Leevi RMK, 28 км
На этот день пришолся довольно большой отрезок пути – раньше просто не было подходящей стоянки. Отплытие тоже было запланировано рано-рано. Мужику который нам привозил каноэ уже надо было быть в 10 утра в другом месте. Так что мы к озеру подъехали уже в 9, старт решили сделать от городского пляжа у ресторана. Полчаса времени заняло у нас чтобы отвезти наши машины на базу и вернуться назад. И где-то в 10 мы уже грузились в лодки. Всего набралось 8 каноэ, в двух из них сидели по 2 человека, а в остальных – по три.

Каноэ оказались довольно вместительными, все наши рюкзаки-сумки влезли туда без проблем. По скорости передвижения получились следующие цифры – на озере скорость была в среднем 4 км в час. На реке по течению, не напрягаясь где-то 5,0-5,5 км/час, а если всем дружно изо всех сил начинать «черпать» — то и до 7 км/час. Конечно первые километр-два всем надо было приноровиться – как грести так чтобы лодка не ныряла в камыши или не вставала поперек реки, но со временем каждый нашел для себя подходящий способ управления и дела пошли более-менее нормально.

Первые часа три плыти без остановок – в общем-то останавливаться было просто негде было. Везде камыши вокруг, река идет по открытой местности, тени нет, палящее солнце жарило сверху без сожаления. От постоянного сидения начали затекать ноги, стала болеть попа и что интереснее всего – стала болеть шея. Массажирование шеи помогало, но не надолго, так что с этой проблемой приходилось хочешь-не хочешь мириться…

Интересным явлением можно было бы назвать чудо-посудину которая проплывала на моторной тяге вверх по течению близко к берегу подстригая сильно разросшуюся траву и водоросли. Для этих целей у этой посудины впереди была сооружена какая-то «пила» уходящая под воду. Все прелести этого «сбора урожая» мы ощутили очень скоро на себе – трава плывущая вниз по течению в одном месте собралась в длинную массу пробраться через которую нам стоило больших усилий. Кое-кого даже пришлось тащить на буксире веревкой. По ощущениям было – как будто гребешь не по воде, а по полю в густой траве.

К концу третьего часа справа повстречали красивую стриженую полянку и конечно же остановились на ней. Времени было уже час – так что и перекус делать было пора, да и просто «косточки поразмять» надо было. Продукты на 2 дня у нас были с собой. Перекусили, поиграли в волейбол, кто-то просто полежал-отдохнул.

Дальше все движение шло от моста до моста. В промежутке каждый плыл как хотел. В первый день конечно всем хотелось выйти вперед, так что у нас были «большие гонки»… На 26- м километре у нас была дамба, так что пришлось выгружаться полностью, перетаскивать лодки и грузиться снова. Спуск к реке за дамбой был довольно крутой, так что спускать каноэ было довольно неудобно. Тем не менее я засек, что 8 каноэ мы смогли перетащить всего за пол часа. За дамбой нам надо было проплыть всего пару километров. Но из за неточной карты которая у меня была с собой мы остановились чуть раньше и я долго бегал по берегу пытаясь найти стоянку. В конце пришлось даже сделать «звонок другу» — мужик который нам байдарки сказал, что надо проплыть чуть дальше, что с реки мы это место никак не пропустим. Действительно – так и оказалось, минут через 10-15 мы были уже на месте.

Лодки затащили справа на пологий бережок, а сама стоянка была на высоком обрывчике. На стоянке оборудовано и кострище и домик с дровами, и стол со скамейками с навесом, и даже туалет. В общем – все красиво, все культурно. Места много. Правда времени было уже совсем поздно – на место мы прибыли где-то часов в 7. А ужинать сели уже после 9-ти. Воду весь поход брали прямо из реки. Как кто-то сказал — лилии цветущие то тут то там по реке это верный признак того что вода чистая. А еще и рака увидели прямо у мостков стоянки – этот товаришь тоже в грязной воде жить не будет. Пока готовился ужин я не поленился – сделал коренькую тренировку километров на 8 с ускорениями. Надо было как-то поддержать форму на уровне к предстоящему в субботу чемпионату Эстонии по ориентированию.

У костра долгих посиделок не было – сказалась усталость первого дня, большое расстояние и позднее прибытие на место.

День третий

Leevi RMK – Süvahavva, 15 км
Как обычно бывает – когда расстояние на день совсем маленькое, то и делается все медленно-медленно, мол – и так успеем. Так было и в этот раз. Отправление немного задержали, дав всем спокойно собраться и упаковаться, и плыли неспеша.

Сегодня начался красивый и самый интересный участок реки. Стало попадаться много камней, частые деревья свалившиеся с берега поперек реки, коряги «затаившиеся» внизу. Высокие склоны то слева то справа по реке то и дело представали в виде обнаженных песчаных обрывов. Кое где попадались пещерки в котрые было интересно залезть их «поисследовать». По реке лодку часто надо было увести именно в нужную протоку, иначе можно было сесть или на ствол упавшего дерева или водрузиться на камень. Поэтому тактика движения изменилась – народ уже не рвался вперед, а «вежливо» пропускал вперед. Удобнее же посмотреть на впереди плывущих где хороший проход и плыть туда же, чем самому исследовать какие причуды заготовила река в каждом новом месте. Так что самый оптимальный способ движения группой оказался на расстоянии «голоса» — будешь слишком близко не успеешь среагировать на опасном месте, будешь далеко – не услышишь от впереди идущих о предстоящей опасности.

В середине пути нас ожидала очередная дамба в Лееви – плотина от местной гидроэлектростанции. На ней перетаскивать каноэ пришлось с левого берега на правый. Занятие вам скажу – не из простых, не такие уж они и легкие эти каноэ!… На все эти «переносы» времени ушло немало. Тут же в Лееви был план сходить в магазин пополнить запасы продуктов. До него топать пришлось метров 400. Сперва все отоварились «для себя», потом общих продуктов закупили несколько корзинок. Что интересно – в сельских магазинах мы не нашли ничего из овощей. Ни огурцов, ни помидоров, ни лука, ни моркови, ни картошки. Местные все что нужно для себя сами выращивают, так что такой товар спросом в магазине совсем не пользуется. Пока с магазином разбирались – время и ушло.

Смотрим – а уже и перекус пора делать. Ну чтож – перекусили и дальше в путь. По пути проплывали мимо красивого местечка Viira, где можно было бы встать на очлег. Но место это платное, а тратиться по деньгам не очень-то хотелось. Мы планировали найти то место где лет 10-12 назад вставали на ночевку в велосипедном походе. Вскоре место это нашли. Но встать там не получилось. Оказалось что теперь это – частные владения. Нашли хозяев, они нам предложили встать у них на хуторе на специально для этого подготовленом месте по цене 55 крон за человека. Цена нам показалась высокой, да и хутор от реки стоял метров 300 – слишком далеко, чтобы оставлять каноэ одни на реке на ночь. Поэтому мы решили проплыть подальше и посмотреть что-то там. Ниже наткнулись еще на одних частников, которые тоже не высказали желания нас «приютить». В результате – решили обжить одну поляну заросшую высокой травой. Поставили полатки, натаскали дров, стали ужин готовить. Но прошло пару часов и нас нашла хозяйка первого нашего запланированного места – оказалось эта поляна тоже ее территория. После некоторой «торговли» сошлись на том что мы ей заплатим 500 крон и она от нас отстанет. Место было конечно «никакое». Комаров тьма. Дров – только лиственные деревья. Поэтому конечно же запланированную на завтра дневку мы делать не стали. Вечерком попили чайку у костра, да и разошлись спать.

День четвертый

Süvahavva – Leevaku, 26 км
Ночью чуть-чуть пошумел дождь, под утро тоже как-будто тарабанил тихонько по крыше палатки, однако когда выходишь из палатки наружу – ни шума ни самого дождя уже не слышно. Так что никакого тента даже не стали натягивать. Да дождик и вскоре закончился вообще. Кашки поели да и быстрей отсюда с этого «неприветливого» места.

Еще немного попадались песчаные обрывы, пару пещер нашли, залезли в них посмотреть что там и как там. А так – река становилась уже все шире, спокойнее и менее интересной. Попадались пару красивых мест где можно было бы остановиться с ночевкой, одно RMK место было. Но мы уже знали куда нам плыть и с четкой установкой гребли к Leevaku.

Отрезок за отрезком, мост за мостом. На одном из мостов перекус устроили, но плыть уже плылось получше – кое как все пообвыклись что делать с этим веслом и как при его помощи управлять каноэ. Погода была пасмурная и мы даже усмотрели в этом свое преимущество – солнце так не палило как первые 2 перехода. Да и всяких насекомых стало поменьше. В одном месте мы воткнулись в «завал» — упавшее дерево перегородило дорогу растянувшись от одного берега до другого. Можно было конечно поперетаскивать лодки через берег, но мы решили сделать доброе дело для «будущих поколений» — взяли пилу, топор и через 15 минут проделали в этом завале проход. Лодки как раз в нем проходили, из воды вытаскивать их не пришлось.

Дальше по реке был еще один интересный момент когда впереди плывущая лодка вдруг встала со словами – «все, а река дальше не идет» 🙂 В этом месте река уже шла по широко разлитой пойме – вокруг тросник и русло петляет по нему от одного края до другого. В каком-то месте русло так заросло, что проплыть на лодке там уже не было возможности. Пришлось наудачу пробовать «нырнуть» где-то вбок в высокую траву – там и нашли проход дальше к руслу после запруды.

Погода с нами решила сыграть злую шутку уже почти в конце сегодняшнего маршрута – на небе появилась огромная серая туча. Все быстро понятягивали дождевики и вскоре разразился ливень. Огромные капли дождя стеной падали на широко разлитую реку, громко подпрыгивая и делая большущие круги. Ощущение было такое что мы плывем по кипящей воде, жаль что ничего этого никто не заснял на фотоаппарат – кто захочет в такой дождь доставать свою технику из тщательно упакованых целлофановых пакетов :). Мы же гребли с удвоеной силой – не столько чтобы быстрее приплыть, сколько для того чтобы хоть как-то согреться. Закончился дождь так же внезапно как и начался. Уже подплыв в Leevaku к плотине местной электростанции мы перетаскивали лодки без дождя. До пляжа с нашей стоянкой отсюда уже было 200 метров, так что многие сумки-рюкзаки даже не стали складывать назад в каноэ – так донесли их до места.

Все лодки вытащили на берег. Время прибытия было на удивление ранним – пол пятого. И это – на маршруте в 26 километров. По усталости и ощущениям 26 км пройденные за день были примерно такими же как и 15 км вчера.

Вечер прошел в походах в магазинчик, приготовлением ужина, развешиванием промокших вещей сушиться на веревки и прогулками по окрестностям. Даже собрались вечером сыграть в Мафию, долго мурыжили нашу молодежь, которая упорно не хотела говорить, но в конце концов уже поздно заполночь всех мафиозников разоблачили.

День пятый

День 5, Leevaku – дневка
Весь день светило солнце. Просто красота! Ловили рыбу, ездили за дровами на каноэ на другой берег реки, собирали ягоды и грибы, играли в футбол и в волейбол. Сходили на экскурсию в дом гидроэлектростанции, лазили там вниз смотрели здоровенные трубы по которым вода должна течь крутить турбины. В домике сделан красивый ремонт, но самих турбин не поставлено. Днем варили 2 супа – наш обычный и полведра ухи. Все кто хотел – наелись и того и другого.

Дима Хлюпин во второй (и последний) раз сломал свою замечательную пилу Fiscars, и с расстройства решил сгонять на автобусе в Ряпина купить другую. Заодно привез нам огурцов-помидоров для салата и 8 кг картошки. Так что на вечер у нас тоже была вкуснятина. В общем – отдохнули на славу.

День шестой

День 6, Leevaku – Ряпина (Tuurapera RMK), 13 км
Сперва был план доплыть до самого Ряпина. До туда – 15 км, но оказалось, что в городе встать негде – в парк местной мызы нас бы не пустили. А подходящее место для стоянки было за пару километров до Ряпина на правом берегу на RMK стоянке Tuurapera. Туда мы и решили встать. Доплыли быстро, даже окзались желающие еще поплавать. Решили что кто хочет – сплавают в Ряпина и обратно, посмотрят там сам городишко и заглянут в магазин за продуктами.

Доплыв до стоянки мы подняли на берег все вещи, расставили палатки, вытащили все продукты на «кухню» и даже успели натянуть целлофановый тент, хотя солнышко светило вовсю и ничего не предвещало изменений в погоде.

Но как только несколько каноэ уплыли в Ряпина как погода стала на глазах меняться – с каждой минутой становилось все темнее и темнее, ветер стал дуть все сильнее и сильнее и всоре перешел в сильный-порывистый. Мы забегали застегивая все палатки, закидывая неубраные вещи и стараясь подгготовиться к ливню. Вроде все успели – хлынул дождь, кто-то забился в палатки, мы с Виталиком натащили под тент кругляки дров и стали их рубить на дрова. Те кто уплыл на каноэ еле-еле успели спрятаться от ливня в беседке парка местной мызы. Дождь лил довольно обильно, и гром с молнией тоже не заставили себя ждать. Один раз так «тряхонуло» с раскатами, что у многих сердце екнуло не на шутку. Мы с Виталиком успели насобирать с тента воду – заполнили все бутылки что были и все ведра. Вскоре дождь все же стих и закончился. Мы начали готовить суп – дети уже хотели есть.

Вернулись с Ряпина наши «путешественники». Позже кто в лес пошел погулять по грибы-ягоды, кто рыбку ловил. Вечером поужинали и попили чайку. Дети нашли себе новое увлечение – игру в Землю, или в ножички – на земле кидаешь ножиком и «отрезаешь» куски земли друг у друга. Игра их так затянула, что в конце концов они сломали один нож, и продолжали играть уже по каким-то хитрым на ходу придуманым правилам, пиная небольшой камушек на земли друг друга.

Вечером позвонили мужику который нам давал каноэ в аренду, через часик подъехал его брат – загрузил все каноэ на свой прицеп и забрал троих водителей с собой на базу. Водители вскоре вернулись, так что мы уже были «на колесах».

Так как в Ряпина делался ремонт дамбы уровень воды был спущен где-то на метр от обычного. В результате ни у нас на стоянке ни в Ряпина в самом городе не было возможности нормально искупаться – подход к воде получался весь в грязи. Так что поздно вечером мы еще снярядили 2 машины и прокатились до Чудского озера на хороший песчаный пляж. Забрались там на вышку, полюбовались окресностями, искупались и вернулись назад.

День седьмой

День 7, Ряпина (Tuurapera RMK), дневка
У меня на этот день было запланировано посещение двух стартов на Чемпионате Эстонии. Первый – спринт проходил в Пыльва. На него мы поехали бегать с Алиной, а Яна, Антон, Виталик и Света поехали с нами зрителями. Гонка прошла хорошо – как я и надеялся – занял 1-е место. После гонки мы к себе на стоянку позвали всех наших одноклубников (всего 10 человек).

Вечером наготовили кучу разной вкуснятины поесть. Меню включало гриль курицу, копченую рыбу, пол ведра ухи, ведро вареной картошки, жареные грибы, салат, так что все нашли себе что-то «по душе». Открыли даже пару бутылок шампанского чтобы отметить окончание нашего похода. Наелись все досыта. Потом сидели у костра, болтали, придумывали куда еще можно поехать покататься в следующем году…

Поздно вчером я один уже поехал на ночное первенство Эстонии и снова занял 1-е место, чему был несказанно рад! 🙂 Вернулся уже во втором часу, некоторые из наших меня даже дождались, поздравили от души.

День восьмой

День 8, Ряпина (Tuurapera RMK) – отъезд в Таллинн
Ну а про этот день уже и писать особенно нечего. С утра собрались, сделали общую фотку на память, пообнимались, попрощались, да и тронули в путь на Таллинн… Поход закончился. Опыт плавания на каноэ оказался успешным. Можно будет когда-нибудь уже поплыть и подальше и побольше, может даже на Гаую выбраться. Но это уже совсем другая история… 🙂