Походы

2017 — Велопоход — Хийумаа

Каждый раз мы по островам Сааремаа и Хийумаа ездили «в парах». Вот и в этот раз – прошлый год ездили по Сааремаа, значит в этом году – поедем на Хийумаа. Островок небольшой, на 9 дней – ездить негде, поэтому при составлении маршрута пришлось придумать – какой «хвостик» еще к острову плюсом прилепить. Решили выехать из Таллинна, три дня ехать до Хийумаа, а остальные 6 – уже там кататься.

Маршрут

В этом году Света Доледутко не только помогла раскидать стоянки но и еще выбралась «на всякий случай» прокатиться по Хийумаа посмотреть места стоянок. Чтоб уж наверняка – без «фокусов». Спасибо ей за это, намного спокойнее ехать в поход когда заранее знаешь что тебя ждет на очередной стоянке. Вот такой у нас получился план:

• День 1: 22.07 Таллинн — Кейла-Йоа (Suuremõisa RMK) 30 км
  • День 2: 23.07 Кейла-Йоа — Кейбу (Keibu RMK) 58 км
  • День 3: 24.07 Кейбу — Сарве (Sarve RMK, Хийумаа) 60 км
  • День 4: 25.07 Сарве — дневка
  • День 5: 26.07 Сарве — Кассари — Метсапере(Metsapere RMK) 45 км
  • День 6: 27.07 Метсапере — Парадиз — Хирмусте (Hirmuste RMK) 40 км
  • День 7: 28.07 Хирмусте — Эйфель — Тырванина (Tõrvanina RMK) 45 км
  • День 8: 29.07 Кярдла — дневка (Тахкуна маяк)
  • День 9: 30.07 Кярдла — Хельтермаа 35 км
  • Всего примерно 313 км.

Из Хельтермаа в Таллинн заказали автобус и грузовик для велосипедов. Ну в общем – «поехали!»…

Участники

Из Таллинна мы выехали группой около 20 человек, а дальше – день за днем к нам добавлялось все больше и больше участников. Поехать не получилось у Лины и ее подруги – перед самым походом они приболели. По окончании смены в лагере Котка к нам примкнули Миша Сафонов и Люда с Олесей, как только освободился с работы – к нам приехали Вильяр с Таис и с Кристофером. Еще через день к нам примкнуло дружное семейство Тарасовых – Стас с Аленой и их дети Алиса и Эдуард. В микроавтобусе ездили пассажирами Андрей с Виолой и единственный «новичок» в нашем походе – Клавдия Швед (мама Сергея, Ромы, Димы). В результате нас получилось 30 человек. А на последнюю стоянку еще и гостей понаехало.

В поход в этот раз выбрались —Дима, Яна, Рома, Люда, Олеся, Сергей, Элла, Света, Алина, Володя, Андрей Сафонов и Миша, Инна и Игорь Мацкевичи, Андрей и Виола, Олег Давыденко, Юля Шаршунова, Саша Курбат, Света Осейко, Антон и Ребека, Стас, Алена, Эдуард и Алиса, Таис, Вильяр и Кристофер, Швед Клавдия.

День 1

Tallinn – Meremõisa RMK, 30 km

Место сбора назначили у Rimi магазина у круга Rocca-al-Mare. Собрались все более-менее вовремя. Попрощались с провожающими – да и в путь дорожку. До самого Вяэна-Йыесуу вдоль шоссе идет велодорожка, так что катились мы себе потихоньку – горя не знали. Где-то дожидались друг друга, где-то снова растягиваясь – так и доехали до горы Гамлет. Вид с горы не изменился, как раньше завораживали безграничные просторы – так и теперь. Следующая остановка была уже у водопада Кейла-Йоа. Там походили по мостикам, спустились к гидроэлектростанции. В отреставрированный замок Фалль не пошли – на него надо чуть больше времени отводить чем просто «вошел-вышел». Автобус наш тем временем добрался до места стоянки и говорят – не так то и просто было сразу найти свободное кострище со столом-навесом. Поначалу было вообще все занято, потом кто-то все же собрался, уехал. И мы тем временем подоспели. Первый «переход» прошел довольно быстро и без приключений. Надо сказать что погода в первый день похода была не самая летняя – в одной футболке ехать было довольно прохладно. А когда на стоянку уже приехали – там вообще интересная история была. На пляже – народ лежит загорает. Мы – метров 20 от берега в лесу – сидим, мерзнем. Ветер с моря продувает все кругом, самый комфортный вариант был сидеть в пуховике! Мы еще шутили что в последние года в Эстонии появился новый вид одежды – «летний пуховик». Вода хоть и была холоднющая но искупаться по разу – все сходили…

День 2

Meremõisa RMK – Keibu RMK 58 км

С погодой вроде все хорошо было – решили, а почему бы нам по пути не заехать покупаться на озеро в Клога. Круг совсем небольшой к нему, поехали. Добрались без проблем. Плаж приятный, скамеечки, песочек, заход в воду приятный, вода сама теплая. Немного напрягала шумная компания но в скорости подъехала полиция их успокоила. Мы искупались, обсохли и дальше поехали, хотели напрямик срезать но уперлись с тупик. Пришлось чуть поплутать пока опять на шоссе выехали. Следующая наша остановка – развалины замка в Падизе. Опять там все лабиритны обходили, на башню поднялись, фоток понаделали, на окресности полюбовались. Там же перекус сделали в парке перед замком. Ну а дальше уже – прямиком до стоянки. Так как это еще было воскресенье то народу там было довольнь много. Но чем ближе к вечеру – тем место становилось все пустыннее и пустыннее. Мы и искупаться сходили и ужин вкусный приготовили и сходили посмотрели как солнышко село за горизонт…

День 3

Keibu RMK – Sarve RMK (Hiiumaa), 60 km

Планов на день – громадье, и расстояние не маленькое, и на пароме надо переплыть на остров… Так что – особенно ни на что не «засматривались» — ехали и ехали. Перекус сделали в Линнамяэ, там нашли очень красивое местечко – полянка замечательная, беседка с большим столом, закавыристый трактор тут же какой-то стоит как памятник. Отдыхали довольно долго, все дожидались последних. В результате по времени уже надо было лишь ехать на паром. Хаапсалу и его вокзал-музей с кучей старинных паровозов пришлось проехать просто мимо. В порт успели вовремя, плыть до острова довольно долго – почти полтора часа. Воспользовавшись случаем по-быстрому позаряжали свои телефоны. На стоянке Sarve около трех-четырех место где можно разместиться, выбрали самое большое из них. Ходили купаться на море. Дно каменистое, очень пригодились резиновые тапочки, которые обычно покупают в Хорватии чтобы не наступить на морских ежей. Пытались дров пособирать – как-то сходу не очень-то и получилось. Нормальных сухих деревьев толком не нашли, спасли нас толстые сухие нижние ветки растущих вокруг сосен.

День 4

Sarve RMK – дневка

Планов на дневку было несколько, перевесила Светина идея сходить пешком на осровок Kaevatsilaid. Фраза звучит немного «дико» но все дело в том что осров находится от берега на расстоянии метров пятисот и вода в проливе очень мелкая. Пешком если идти – вода лишь чуть выше колена поднимается. На остров завозят овец чтобы они там паслись (все равно никуда не убегут) и там даже есть какой-то хутор. До хутора мы и прогулялись, там же устроили фотосессию. Обратно когда «шлепали» по воде – некоторые решили сразу резануть маршрут и дошлепать прямиком до нашей стоянки. И дошли они намного быстрее чем мы. Путешествие всем очень понравилось – внесло в нашу походную жизнь некоторую изюминку.

День 5

Sarve RMK — RMK — Metsapere metsaonn) — 45км

Наконец на пятый день началось наше полноценное путешествие по острову Хийумаа. И первое куда мы отправились – это на полуостров Кассари с его известной косой Sääre (Sääre tirp). По пути на Кассари мы к сожалению не заехали в шерстяную фабрику в Vaimla. Говорят там внутри стоят старинные прядильные машины, все в рабочем состоянии, можно посмотреть как в старину из шерсти вообще что-то пряли. Ну… Видимо в следующий раз заедем… А сама коса длинная и узкая, омываемая морской водой и обдуваемая ветрами очень привлекательна и красива. По приданию герой эстонского эпоса младший брат-богатырь Лейгер жил и работал на Хийумаа. На Саарема жил его старший брат, тоже богатырь – Суур Тылль. Суур Тылль часто приходил по морю к Лейгеру в гости в баньку попариться и Лейгер решил построить от Хийумаа до Сааремаа дорогу. Потом почему-то братья поссорились и стройка так и не была завершена. А все что от нее осталось – это коса Sääre. Вот такая замечательная история… Там же на Кассари можно полюбоваться и памятником Лейгеру и рядом с ним – зайти в отреставрированную ветряную мельницу. Длина косы чуть ли не 2 км, пока мы ее всю облазили – уже пришла пора перекусить чего-нибудь. Так что пришлось нам сделать «привал» еще на часик у RMK-шных столиков и подкрепиться бутербродиками. Ну а после Кассари мы потихоньку-помаленьку добрались до еще одной интересной RMK стоянки под названием Metsapere metsaonn (Лесная избушка Метсапере). Есть там и избушка, есть и пруд где можно даже искупаться, навес большой со столом, туалет, кострище… В общем – „RMK“ одним словом. Хорошее место, но без моря. В этот день, вернее уже «в эту ночь» к нам примкнуло дружное семейство Тарасовых, так что нас стало еще на 4 человека больше!

День 6

Метсапере RMK — Хирмусте RMK — 40км

Ну а сегодня у нас в планах была «легенда острова Хийумаа» — красавец маяк Кыпу. Жемчужина острова, что 10 лет назад, что 20 лет назад – стоит величественный и гордый возвышаясь над всей западной оконечностью острова. Тут нам тоже пришлось застрять довольно долго. Автобус поехал за продуктами, да где-то колесо стало у него спускать. А мест где на острове это можно отремонтировать – раз-два и обчелся. Пришлось аж до Кярдла доехать чтобы проблему порешить нашу… Но, все хорошо что хорошо кончается. И ремонт сделали и отдохнули, и перекусили. До стоянки доехали быстро и был план еще дальше поехать покататься. Вещи сгрузили и в путь. Погода правда стала впервые портиться. До сих пор – уже 5 с половиной дней у нас все еще не было никаких дождей. И вот сегодня ветер поднялся чуть больше обычного и пригнал к нам какую-то хмарь и небольшой дождик. На западную оконечность полуострова мы всеже поехали. И пляж посмотрели и искупаться искупались (самая холодная вода за весь поход) и по всяким военным объектам полазили… А дождик как зарядил – так зарядил. Приехали на стоянку – пришлось тент натягивать. Весь вечер и ночь – спасал нас тент от дождя.

День 7

Хирмусте RMK – Тырванина RMK

Еще один переход – и мы на последней дневке. Погода нас решила немножко помучать, такое ощущение что куда мы едем – туда и туча за нами путешествует. Только выберемся из этой свистопляски – опять она нас догоняет. Все думали что на время перекуса он хоть утихнет – нет, так и сыпал понемногу весь день. Не помню – было ли когда еще такое что на перекус тент целлофановый разворачивали. По пути заезжали на Эйфелевую Башню – тоже интересное местечко. Хозяин хутора от скуки стал из дерева резать всякие фигуры-поделки, и всякие развлекалки придумывать. То качели, то тир с луком и стрелами, то «лабиринт», то уменьшеная копия эйфелевой башни. Все понравилось, сразу тоже захотелось что-то сделать наподобии этого. Если бы не погода дрянь – там можно было бы на пол дня зависнуть! Хорошо хоть к вечеру распогодилось. Добрались до стоянки, а там нас уже солнышко встречало. Стоянка замечательная, мест с кострищами тоже огромное количество, песчаный пляж, сосновый бор, все красиво, все прекрасно!

День 8

Тырванина – дневка.

Последняя дневка, надо было как-то себя развлечь, и решено было прокатиться до маяка Tahkuna. До него расстояние – 12 км, да еще половина из этого по грунтовке с булыжниками. На маяк слазили, вокруг полюбовались, фоток понаделали. Неподалеку от маяка находится «Военный Музей Хиймаа». Конечно же заехали и туда. Вот это даа… Как путешествие во времени – раз, и ты в Советском Союзе, или может правильнее – в какой-нибудь части Советской Армии?… КПП, курилка, и много-много разных интересных вещей, предметов, механизмов, техники и прочего и прочего. В общем – здОрово! Рекомендую!! Ну а дальше – и купались, и в волейбол играли, и курочку на костре готовили… Много разных приятных удовольствий в кругу дружной компании хороших близких друзей…

День 9

Тырванина – Heltermaa.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Путь наш пролегал через Кярдла к парому – на Хельтермаа. В Кярдла в магазин зашли, купили «подкрепиться» и поехали потихоньку на паром. По пути нас на последок дождик еще разок решил помыть, но когда к парому подъезжали уже снова светило теплое солнышко. На материке нас уже ждал наш автобус и фура. Погрузили велики – и двинулись в Таллинн. Отлично проведенная неделя, запас бодрости и хорошего настроения… Теперь можно и на работу. Ну, а через годик – снова куда-нибудь поедем!