Походы

2016 — Велопоход — Сааремаа

Давно мы не катались по острову Сааремаа. Было это в далеком 1995 году и потом еще раз мы ездили туда в 2002. Настал час снова проверить насколько там все здОрово.

Рассматривали варианты или до острова или от острова обратно ехать тоже на велосипедах, но по расстоянию получалось довольно много, что сильно уменьшило бы количество дней проведенных на острове. Так что решили не мудрствовать лукаво и посвятить все 9 дней катанию по острову.

Маршрут

Сам маршрут уже в который раз помогла пробить Света Доледутко. Спасибо ей огромное.  Как мы ни старались раскладывать карты — провести нитку маршрута по всем уголкам острова за 9 дней так и не получилось. То встать негде, то расстояние большое. Времени на планирование конечно же нужно было бы выделить побольше, много информации можно было бы найти еще и на RMK описании стоянок и на Google Street View. Не охватил наш маршрут южную часть — полуостров Сырве и проехали мы мимо части побережья между Курессааре и островом Муху.

Выехали мы 23 июля, в субботу, назад запланировали возвращаться 31 июля. Дневки поначалу точно не спланировали потому что еще были вопросы по поводу всех мест для стоянок… В конце концов расписание по дневкам вышло наше стандартное — 3 дня едем, дневка, 3 дня едем, дневка, домой.

Всего — 377 км.

Участники

С самого начала похода дружно выехала группа из 32 человек. А к середине и концу начался такой ералаш, что одно время состав вырос до 39 человек а с порта в Таллинн уже в автобусе ехало всего 18.

В поход в этот раз выбрались —

• Дима, Яна
  • Игорь, Марика, Настя — присоединились в среду
  • Тарасов Стас и Алена, Миша и Лена  — присоединились в среду
  • Ира Тимашова — присоединилась в пятницу

День 1

Kuivastu — RMK Triigi telkimisala, 59 km

Чтобы всем с велосипедами добраться до парома в Виртсу заказали фуру и большой автобус. Утром еще двоих походников дожидались пока они приедут из лагеря Котка. Поэтому отъезд сместили на пол 11 и на паром попали где-то в районе часа.

В 2 мы уже готовы были двигаться своим ходом в начальной точке нашего маршрута — в Куйвасту. И так как километраж на сегодня был совсем не маленький то мы решили просто ехать-ехать, а все достопримечательности оставить на обратный путь. Погода была очень подходящая — тепло и без солнышка. Ни дождя, ни ветра — только сиди, крути педали. 🙂 По дамбе ехали между Муху и Сааремаа, думали сдувать будет как в прошлый поход — ан нет, все прошло просто замечательно, легкий ветерок подгонял нас в спину, все прошло на ура. Группу разбили на 2 части. Одна часть поехала побыстрее, а вторая — так чтобы все дети поспевали за нами. Так с небольшими остановками мы к вечеру и дочухали до стоянки. Те кто приехал пораньше уже суетились у костра и помогали с готовкой ужина. На первый день, с непривычки, километраж всем показался довольно большим, надо будет взять это на заметку при планировании будущих походов…

День 2

RMK Triigi telkimisalaRMK Konati telkimisala, 54 km

Утро второго дня прошло по плану, завтрак, сборы, в 10 отъезд. Сразу же по пути нам встретился магазинчик (в Leisi), купили там попить в дорогу, а кто пошустрее еще успел полазить на небольшой „полосе препятствий» которая находилась прямо за магазином. Погода в точности как вчера – солнца нет, ветра нет, тепло-тепло. Ехать на велосипеде в такую погоду – одно удовольствие. Ближе к обеду докатились до глинта Panga. Там устроили перекус, погуляли кругом, посмотрели все и пофоткали. Вышка была закрыта в этот раз, то ли на ремонт то ли совсем, на нее забраться не получилось. Саша Курбат предложил внести изменение в наш распорядок дня и делать в обед после перекуса «сон-тренаж» часик-другой. Мы решили хотя бы попрообовать – конечно не час и не два, но минут 45 разлеглись на травке и так сладко подремали что ощущение было что вот оно только утро настало.

Дальше так же неторопливо отправились в путь. Уже почти перед местом стоянки был маленький городишко Mustjala, в нем мы планировали закупить продукты на вечер. Те кто добрался до магазина быстрее с удивлением узнали что оказывается он работает лишь до 4 часов. Срочно позвонили Роме чтобы он ехал быстрее, Рома у нас как известно руководил всеми закупками и оплачивал все из общей кассы. А Роме еще было ехать и ехать. В общем – как он не напрягался, к магазину он опоздал на 2-3 минуты. И что интересно – продавщица оказалась из «советского прошлого» J Ни на минуту не захотела держать магазин дольше открытым. Закрыла входную дверь в 16:00 на ключ и сказала – пока все не отоваритесь и не будете готовы выйти – двери не отрою! Во цирк. Дежурные внутри, Рома со списком продуктов и с деньгами – снаружи… В общем – как-то по телефону состыковались, передали «внутрь» чего и сколько купить надо. Без продуктов не остались, но порядком поволновались…

Стоянку нашли без проблем, там на месте больше одной поляны где есть и кострище и скамеечки какие-то. Озеро – это бывший карьер. По нему тоже надо протопать немало, пока найдешь такую глубину где можно окунуться или поплавать. Дров на месте не было, пришлось порыскать по лесу, рядом ничего не нашли, но пргулявшись подальше – нашли сухостой который и притащили на дрова.

Чуть позже рядышком на соседней поляне встали пара велотуристов из Питера. Они катались на велосипеде-тандеме, ехали из Таллинна, через Хийума, на пароме с Хийумаа на Сааремаа, тут планировали покататься пару дней и ехать обратно в Таллинн уже на автобусе.

Ну вот вроде и все новости за второй день.

День 3

RMK Konati telkimisalaRMK Harilaiu telkimisala, 35 km

Погода сегодня стала еще лучше. Выглянуло солнце и мы тут же поснимали с себя все что можно чтобы хоть как-то загореть. Расстояние на день было очень небольшое и мы как-то не просчитали заранее что оказывается с таким маленьким пролегом мы остаемся совсем без магазинчиков по пути. Продукты на вечер мы конечно купили – автобус сгонял до ближайшего магазина, а вот сами походники остались без «пива-воды-мороженого» на весь день путешествия.

Что нас ждало на месте стоянки мы еще не знали, будет ли там место искупаться – тоже не совсем понятно было, поэтому когда мы решили что по пути нашего следования будет «место для купания» мы тут же решили что его надо найти и опробовать.

Нашли. Опробовали. Искупались раз, потом полежали, потом два, потом полежали. Я уже устал «собирать» наших «барашков» в кучу, маленький километраж всех сбил с боевого настроя. Пришлось тут же сделать сразу и перекус – времени было уже почти 12. Пока поели и собрались – уже и час дня стукнул…

Дальше пошла грунтовочка, да еще под жарким солнышком, некоторые стали раскисать.

Передовая группа добравшись до Харилайда стала разбираться – где же нам можно будет встать. Дело в том что до самой стоянки RMK доехать с микроавтобусом не получалось. Дальняя оконечность полуострова это природоохранная зона, за 3 км до стоянки есть парковка, а дальше дорога перекрыта шлагбаумом. Висит знак «кирпич». Я стал обзванивать все телефоны какие только нашел на инфостендах. На шестой номер наконец вышел на человека который отвечал за выдачу разрешений на проезд на территорию заказника на машине. Как мы его не уговаривали – он ни в какую. Нет и все. Нельзя. Вокруг тоже толком встать негде было, пришлось принять решение – машину оставляем, едем, рюкзаки оставляем, потом возвращаемся налегке и второй ходкой перевозим все вещи из автобуса (воду, продукты, ведра, тенты…). В общем так и сделали.

Стоянка оказалась очень уютная. Среди сосен, прямо на берегу большого пресного озера, навес, скамейки, дрова, кострище, мусорка, туалет…. Все что надо для того чтобы с удовольствием отдохнуть на природе. Посмотрели мы на все это и решили что надо здесь будет сделать дневку – уж очень тут красиво.

В озере вода оказалась очень теплой. Одна беда – до глубокого места идти надо по мелководью 200-250 метров. Пока дойдешь – уже устанешь J. Потом – обратно. А перед самым выходом на берег вода уже такая мелкая и так прогревается что кажется – можно свариться…

Но в остальном, прекрасная маркиза, все было просто замечательно.

День 4

RMK Harilaiu telkimisala – дневка.

На дневке чем только не занимались – и грибы-ягоды собирать ходили, и на прогулку по окрестностям гуляли, и на маяк лазили, и на пляж купаться ходили не раз. Рядом с палатками и поле волейбольное растянули, так что было где  и в волейбол погулять. Мимо стоянки по дороге весь день туда-сюда ходил пешком народ приехавший просто прогуляться на природе и поглазеть на маяк. От стоянки до маяка было еще километра два не меньше. Маяк за несколько последних лет «ушел в море» — то ли песчаную косу сдуло в сторону, то ли земля вниз опустилась, но сейчас чтобы добраться до маяка надо уже метров 40 проплыть от берега.

На озере где-то в дальнем краю рыбачили рыбаки – кто с лодок, кто стоя прямо в воде в высоких сапогах-штанах. Девчонки наши тоже привязали леску к пальцу и ушли на глубину около метра – ловили полчасика, что-то даже наловили. Была бы удочка – урожай мог бы быть значительно богаче J

Солнышко светило весь день, так что отдохнули мы по полной программе.

День 5

RMK Harilaiu telkimisalaMändjala Kämping, 63 km

Чтобы утром быстрее закончить все сборы мы все-таки решили проехать на автобусе на территорию заповедника. Быстренько заехали, быстренько все загрузили, быстренько уехали – как будто нас там и не было.

До Кихельконна добрались довольно быстро, ехалось легко, все отдохнули за вчерашний день, крутили педали полные сил и задора. В Кихельконна в планах у нас был осмотр церкви. По времени это мероприятие заняло намного больше чем мы планировали. Бабушка-смотрительница на верх пускала лишь небольшими группами по 6-7 человек. А нас 32! Пока одна группа поднимется на высоту 30 метров, пока поглазеет там по сторонам, пока спустится – остальные внизу сидят, ждут. В общем – подвисли мы тут конкретно, еле выбрались оттуда. К часу хотели до Люминда доехать, с нашим автобусом договорились что там будем делать перекус, так минут на 20 опоздали… Перекусили, отдохнули, следующее место где мы остановились было Tehumardi – мемориал воинам павшим в сражениях за полуостров Сырве в 44 году Великой Отечественной. И мемориал посмотрели и пытались помочь Ксюше найти спрятаный геокешинг, искали всей компанией, но так ничего и не нашли.

До кемпинга Mändjala добрались быстро, договорились с оплатой не по количеству палаток а по числу людей деленых на 4. Разместились, палатки расставили, дров наносили, скамеек натаскали со всей округи. К кемпингу приехали наши новые походники – Игорь с Марикой и Настей приехали на своем микравтобусе, Стас Тарасов с женой Аленой приехали на своей машине и их друзья Миша с Леной тоже были на своей машине. Стас с Аленой катались с нами на велосипедах, Миша тоже на велике катался, а Лена сопровождала нас все следующие дни на машине.

Вечером поздравили Марику с Днем Рождения, Игорь в 11 вечера устроил салют на берегу моря, повеселились не только мы, но похоже и все жители кемпинга…

День 6

Mändjala KämpingRMK Soela telkimisala, 67 km

Ну вот наконец и настал день когда нас дождик решил «помыть». Палатки собрать мы еще успели, а вот в Курессааре уже въезжали под довольно сильным дождем. В Курессаре целью нашей был конечно же Епископский Замок. Решили провести в нем полтора часа. Пришлось купить билетики чтобы внутрь попасть, зато по всему замку по всем выставкам смогли погулять, посмотреть. И музей природы в подвальных этажах посмотрели и просто залы замка обошли и музеи по разным эпохам нашей многострадальной истории побродили.

Дождь тем временем становился иногда чуть тише, иногда как будто совсем пропадал, потом снова капать начинал и так далее, весь день. Окончательно дождь прекратился уже когда мы до стоянки добрались.

А до того как на стоянку попасть мы еще много интересных мест посетить успели. Заехали на кратерное озерко Kaali järv, где мы не только экскурсию провели, но и перекус сделали. Перекусывали довольно долго, так что все успели и отдохнуть и с силами собраться на продолжение маршрута. Дальше мы посетили мельницы в местечке Angla. Дождь так и не переставал, так что не все отважились идти по самим мельницам лазить (тем более туда еще и билетик надо было покупать), зато в кафешке местной – точно все отоварились. Мельницы кстати было посетить довольно интересно. Все механизмы со старых времен так и остались внутри, жернова, короба по которым мука сыпалась, здоровенные подъемные механизмы, шестерни, сеялки-веялки и прочая атрибутика сельской жизни 100-летней давности.

Ну и под конец нашего маршрута мы еще заскочили в магазинчик в Leisi который уже проезжали в начале нашего похода.

Стоянка RMK вполне оправдала наши ожидания. Красивый сосновый бор на высоком берегу, внизу серые волны бьются гонимые порывами ветра… И мы сидим у костра, ужинаем горячим вкусным супом и пьем чаек с печеньками…

День 7

RMK Soela telkimisalaOosaare, 60 km

Ну что, наш последний длинный перегон… В начале похода я думал что чтобы не было скучно ехать по одной и той же дороге – поедем по шоссе Курессааре – Куйвасту, а с утра все же решил выбрать ту же дорогу, вдоль берега, менее загруженую машинами. Ехали мы и на самом деле не так уж и много мест вспоминалось от первого дня похода, в общем – ехать было не скучно.

Сразу лишь отъехав от стоянки мы заглянули в гости в стекольную мастерскую. Тут хозяева нам порассказывали как варят стекло, как делают разные красивые вещи – от ваз, до украшений и разных художественных поделок. Все понравилось, что-то даже понакупали как сувениры.

Еще по пути заехали посмотреть обрыв в Pulli (Pulli pank), от шоссе туда по грунтовке ехать километра полтора-два. Сходили к морю, посмотрели, но как-то не поняли – где ж обрыв-то? На что смотреть?… Вернулись, почитали информацию на стенде. Посмотрели фотки на стенде. Там – вполне себе ничего такой обрыв… Оказывается чтобы этот обрыв увидеть – надо еще по берегу по камням было пропрыгать метров 300-500 дальше… А мы так далеко не зашли, потому ничего и не увидели. Придется заехать в следующий наш поход по Сааремаа еще раз.

Перекус делали у развалин орденского замка в Мааси. Бабушка продававшая в ларечке сувениры нам за символическую плату рассказала много интересного про историю этого замка и острова Саарема. И внутри побродить было очень интересно. И сувениры кстати тут продавались довольно интересные, коненчо же в основном из местного можжевельника.

И это еще не все из нашей культурной программы – сразу за Ориссааре и за дамбой нас еще ожидала страусиная ферма Nautse. Как интересно хозяйка фермы нам провела экскурсию. Кажется – всего 20 минут говорила, но столько разнообразной информации выдала, с таким юмором, задором и огоньком – что все слушали просто затаив дыхание. Посмотрели и страусов и страусят, и зебру с день назад родившимся маленьким жеребеночком и кенгуру и прочь и прочь…

В конце концов добрались и до стоянки. Местечко оказалось очень интересное, есть конечно и свои плюсы и минусы в нем… Купаться – было не очень удобно. Заход в воду есть, но дно – в камушках, идти в воду лучше всего в тапочках резиновых. Нашли потом правда в какую сторону идти чтобы глубина быстрее началась. С дровами тоже не все здорово – на месте дров не оказалось. Кругом леса толком не было. Высокие заросли можжевельника, есть среди кустов и сухостой. Но как же быстро горит сухой можжевельник! Не успеваешь спилить, порубить и в костер бросить – как он уже сгорел! 🙂 Пришлось за дровами скататься нескольким мужикам да с автобусом Игоря – набрали столько дров что хватило аж до самого утра воскресенья. Так и не нашли места где развернуть волейбольное поле – пришлось развлекать себя всякими другими делами. Зато – полянка очень уютная, и довольно большая. Есть большой навес с большим столом, со скамейками. Есть кострище не как на RMK стоянках, вокруг которого толком не посидеть – а нормальное, походное, «человеческое» J. И что больше всего нас удивило – в конце поляны, ближе к берегу моря – стоит походная банька!!! Размерами где-то 3 на 4 метра, каркас из бревнышек, обтянута целлофаном, дверь, печка внутри с камнями, палати из бревнышек… Она даже теплая еще была когда мы ее «обнаружили». В общем – место неплохое, в будущем можно будет еще не раз им воспользоваться!

День 8

дневка в Oosaare, (прогулка 18 км)

Дневка прошла в разнообразных мероприятиях. С утра поехали покататься до ближайшего «купального места». Нашли его не сразу, поворот проскочили, покупались, водичка даже ничего себе и не так идти далеко до глубокой воды. Пака «сушились», переодевались – на горизонте нарисовалась грозовая тучка. Ехать дальше на обрывы любоваться красотами природы сразу расхотелось. Быстрее поехали обратно в лагерь, но пока добирались – уже и под дождик попали и снова просохли. За день дождь нас еще раз потом накрывал, но мы спокойно отдыхали под навесом. Кто-то из наших пока катался доехал аж до Лийва, купили там копченой камбалы на всех. Анрей с Юркой весь день протапливали баню. Дыму валило столько что через трубу все улетать не успевало. Белый густой дым плотным облаком застрял внутри баньки ровно на половину высоты. Пока топили баню – облако так и стояло. Потом уже когда топить кончили – все проветрили. Желающих на баню оказалось немало. Пар баня держала долго. Не один тазик воды мы туда залили, несколько раз бегали в море плескаться, намылись, напарились, удовольствие получили.

На ужин готовили гриль из куриных ножек, варили толченку, потом долго объедались всей этой вкуснятиной.

День 9

Oosaare – Kuivastu, 19 км.

Народ потихоньку уезжал и уезжал. Многие с Роминой работы хотели попасть на летние дни своей компании, кто-то раньше, кто-то позже… В общем и целом на обратную дорогу на велосипедах осталось нас всего 18 человек. Ехать близко. В Лийва остановились, докупили сувениров кто хотел, кто-то хлебушек горячий Мухуский купил и так далее…

На материке и грузовик наш и автобус подъехали вовремя, все загрузили и в путь-дорожку в Таллинн… Часа в три-четыре мы уже были в Мустамяэ и прощались друг с другом. Как это обычно бывает – очередная неделя отпуска в теплой дружной компании пролетела – глазом моргнуть не успели… :). Ничего не поделаешь… Такава жизнь. В следующем году повторим обязательно! 🙂