Походы

2005 — Велопоход — болота и заказники Эстонии

23.07-31.07, Tallinn — Rõõsa — Kakerdaja — Porkuni — Kõverjarve — Käsmu jv — Tsitre — Tallinn, около 394 км

В этом году мы решили покататься по местам не столь отдаленным — Харьюмаа, Ярвамаа, Лахемааский Национальный Парк. Где-то по этим местам мы уже проезжали в своих предыдущих походах, но одно дело — «проехать», а другое — «посмотреть». Вот теперь — больше к идее похода этого года. Хотелось не делать упор на километры, и только ими мерить маршут каждого дня, а обратить внимание на количество интересных мест, красивых уголков эстонской природы, различных туристических и учебных троп и маршрутов, посещение разных заповедников и природных заказников.

В поход выбралось 17 человек. Пятеро из них ехали в первый раз. Я знал уже при планировании маршрута, что буду брать с собой сына 11 лет. Но сильно из-за него километраж занижать не стал. В результате пробеги получились от 30 до 60 км и все новички прошли их без проблем.

Имена участников этого похода: Дима, Яна, Антон, Доледутко Света, Сафонов Андрей, Анита, Олег, Вероника, Илья, Игорь Мацкевич(6 дней), Инна Мацкевич(6 дней), Антон Мацкевич(6 дней), Ирина Тимашова(6 дней), Дима Тимашов(6 дней), Таня, Даша, Савенкова Лена. На вторую стоянку приехали: Инара, Света Филоненко и Рома Леготин.

День первый

23.07 Tallinn – Rõõsa — 62 км
— Paunküla mäed
— Tuhala karstiala

На окружной дороге встретились с группой из Ласнамяэ. Поехали. При подъезде к Тухала попали под ливень. Ехать под дождем в принципе можно было, но рассматривать местные достопримечательности уже не хотелось. Поэтому карстовая долина в этом году проплыла мимо нас. Надо будет когда-нибудь в следующий раз ее еще раз попробовать «осилить».

Посмотрели лишь Ведьмин колодец и поехали дальше.

Перекусывали и закупали продукты в Козе. Сразу после перекуса переждали под крышой местной школы проливной ливень.

Когда добрались до Рыыза, дождя уже больше не было. Поужинали, познакомились друг с другом на «Вечере знакомств» и немного посидев у костра разошлись спать по палаткам.

День второй

24.07 Rõõsa – Kakerdaja raba — 31 км
Отличная погода с утра нас обнадежила. В пол первого должна была приезжать из Таллинна Таня, так что раньше мы выехать не могли. Позавтракали и решили отправиться в прогулку по окресностям по специально размеченной туристической тропе, знакомящей со здешними красотами. В этом и была наша ошибка – надо было сперва собрать все вещи, а потом идти наа прогулку. Пока мы гуляли заморосил дождь. Сперва чуть-чуть, а потом все сильнее и сильнее. Сколько мы не ждали – он все не кончался. Уже в час дня мы не выдержали и стали собирать палатки под куском целлофана, который четверо держали над палаткой сверху. Подобрали Таню на автобусной остановке, в Арду перекусили и закупили все продукты.

Казалось – ехать осталось совсем немного и мы быстро доберемся до места. Однако грунтовые дороги, по которым пролегал наш дальнейший путь, так размыло дождем, что ехать по ним было делом далеко не из легких. Мало того что они были размокшие, так еще и лужи местами были такие, что нога в кроссовке полностью с педалью уходила под воду, а некоторые лужи даже с одного «маху» нельзя было проехать…

Зато сама стоянка у болота Какердая нас порадовала. Красиво обустроенное место, лесное озеро, сосновый бор… И дождя вечером больше не было, лишь капельки воды сверкали кругом на деревьях своим серебристым цветом…

День третий

25.07 Kakerdaja raba – Porkuni — 62 км
— Kakerdaja matkarada

Погода в этот день стояла замечательная. С утра позавтракали, собрались полностью и поехали смотреть болотное озеро Кикердая. Мы стояли всего в километре от него. У самого места захода в болото было еще разбито несколько мест для стоянок – тоже с дровами, кострищами, навесами и столиками. В общем – похоже место это очень популярно среди любителей отдохнуть на природе.

По болоту шла тропа выложенная досками. На велосипеде конечно по ней не поедешь, но пешком идти очень даже не плохо – ноги остаются сухие до самого «сердца» — собственно озера Кикердая. Пейзажи очень красивые. Масса разнообразной растительности, ковры выстланные разноцветным мхом, сосенки согнутые крючком, какие-то пушистые травки, озерки с отражением неба и островки… Здорово. И озеро само довольно большое. Странно, но мы прочитали на табличке около него, что в нем ничего живого нет – ни рыбы, ни микроорганизмов… Только какие-то пичуги – то ли утки, то ли еще кто – плавали неподалеку…

Дальше путь лежал в направлении Янеда. Тряслись по грунтовке. В Янеда в красивом парке остановились на перекус. Заодно посмотрели – у всех великов заржавели цепи и собачки на задних переключателях. В обязательном порядке «обработали» всем велики, на что тоже ушло немало времени.

Больше в этот день ничего примечательного не было. Надеялись, что после Янеда будет хороший асфальт, но там тоже шел капитальный ремонт – все дорожное полотно было разобрано, колдобины кругом, кочки и грязь… Наконец-то добрались до асфальта, и не успели глазом моргнуть – оказались уже в Таммсалу. Нашли магазин побольше, затарились продуктами на вечер и утро, и поехали в Поркуни. На озере в Поркуни нашли пляж, нашли место для палаток, но перед въездом на пляж стаяла табличка, что за палатки надо платить. Поискали чуть дальше еще места, но ничего лучше не нашли. Вернулись к пляжу. Пошли узнавать – сколько стоят палатки – оказалось всего 5 крон с человека. Смех! 🙂 Знали бы – сразу бы не дергались…

Весь вечер Лена названивала Жене, чтоб тот приехал к нам в гости на дневку, но он с простуженной шеей так и не выбрался.

Вечер прошел по накатанной колее – палатки, дрова, ужин, пиво, разговоры у костра, в туалет и в люльку…

День четвертый

26.07 Porkuni — дневка
Утро дневки встретило нас ярким солнышком. Света с утра пораньше ушла на рыбалку. Под мостками на пляже, где мы купались, стояли в воде вполне приличного размера окушки. Но с червями был полный облом. Я тоже выполз из палатки, пошел Свете «помогать». По пути перевернул несколько камней, заглянул под несколько скамеек — ни одного ползучего гада… Попробовали со Светой ловить на булку — результат ноль. Пошел я снова на «охоту» за червяком. И, о счастье, недолго покопавшись в лесу нашел красавца. Клев пошел по полной программе. За 15 минут мы надергали с десяток окушков, но в конце концов все хорошее кончается и наш червяк вышел на нет. В голову пришла идея пустить на мясо самого маленького из окушков. Рыбалка возобновилась, причем на кусочки мяса стали клевать уже окушки побольше. До завтрака мы наловили достаточно рыбешек, чтобы сварить полведра ухи.

После завтрака несколько человек съездили в Таммсаалу в магазин. Вернулись, стали готовить 2 супа — целое ведро горохового супа с копченой курочкой и полведра ухи. Объелись. Вкуснотища!! По 2 добавки каждого!! Пока готовили кушать налетела тучка с дождем, но после обеда дождик закончился и мы пошли в местный музей известняка. Просто смотреть экспозицию было бы может и не так интересно, но директорша музея нам провела экскурсию, рассказала кучу всякого интересного и любопытного. Так что — понравилось.

Ближе к вечеру мы нашли еще одно интересное занятие — продолжение рыбалки. Детвора приметила в озере вблизи у берега огромную рыбину и решила ее словить. Взяли мою удочку, насадили кусочек окушка и давай ей под нос забрасывать. В конце концов она клюнула, а наша молодежь думала махом выдернуть ее из воды, дергали, дергали, да крючок и оборвали. Хорошо — был еще второй крючок. Рыбалка продолжилась, и через полчасика мы подсекли вторую рыбину. Аккуратно подвели ее к берегу и руками выбросили на сушу. Кто это был — никто из нас не знал. Такие уж у нас рыбаки-любители :. Наверно это был карась «в возрасте». Потащили его к костру. Угли были уже готовы. Нашли страрые решетки от гриля и за полчаса запекли такую вкуснятину, что только пальчики оближешь!!! Кто пробовал — всем понравилась. Вот бы на каждого по такой плюхе!! 🙂

Вечер завершился недолгой игрой в мафию. Мафия, как обычно, — победила… На том и разошлись спать.

День пятый

27.07 Porkuni — Kõverjärve, 40 км
Ехать было на сегодня немного. Погода тоже с утра была отличная — солнышко и легкие облачка на небе. Смотреть в окрестностях можно было природу в Неерути, но для этого надо было делать круг, уезжая с нашего пути. Поэтому заезжать туда не стали. Случайно прозевали место рождения Крейцвальда, да так и докатились до Кадрина. В Кадрина перекусили, закупили продукты и полюбовались оригинальным платьем «кадринаской красавицы». При отъезде из Кадрина произошел неприятный случай — сколько не говорили, что на дорогах надо быть очень осторожным — все же не обошлось без маленькой аварии. Двигавшийся по главной дороге молодой парнишка на мотороллере впилил в переднее колесо Тане. Таня в результате этого плюхнулась на дорогу, ударившись головой об асфальт, и схлопотала шишку. На этом в принципе все «повреждения» и закончились. Мотороллер никаких повреждений не получил, Тане на велосипеде выпрямили руль. На колесе даже восьмерки не появилось. Других машин тоже на дороге в это время не было и мы успешно отправились дальше по маршруту.

Сколько-то проехав, заглянули на красивый большой валун Линда Киви. Пофотографировались, слазили на него. И вскоре добрались до Кыверярве. У озера все было по старому. Кострище обложеное кирпичиками да пару скамеечек — вот и все нехитрое убранство этой стоянки. Натянули тент, сготовили ужин, покупались. Вода как обычно была «склизкая», но это несильно нас огорчило. Вечером играли в детскую игру с мячом. Называется «штандер-мандер». (ну и идиотское название 🙂 ) Все встают в круг, ведущий бросает мяч в верх и называет чье-то имя. А в это время все бегут в рассыпную. Тот, чье имя назвали, бежит ловить мяч, делает три шага и пытается кого-то засалить. Засаленый игрок становится ведущим и все повторяется. Вроде совсем детская игра, но повеселились от души! 🙂 Набегались, напрыгались.

После ужина пошли погулять в местном лесу. Набрели на землянику, просто погуляли, пофотографировались. У костра в мафию играть не стали. В место нее долго резались в «Есть контакт». Тоже хорошее времяпровождение. Сидели дотемна.

День шестой

28.07 Kõverjärve – Käsmu jv. — 52 км
— Oandu loodusmetsa rada
— Võsu — Oandu matkaraja I pool
— Võsu — Oandu matkaraja II pool
— Oandu kopra rada

Сегодня пятеро из нашей компании должны были вечером уезжать домой (работа и прочие проблемы), поэтому надо было на последок их как следует «умотать» :). До Вийтна доехали быстренько. В Вийтна у нас был первый магазин за весь поход, где мы всей толпой залетели купить мороженое. Дальше поехали в сторону мызы Палмсе. Только отъехали от Вийтна – нам подвернулась какая-то тетка, которая стоя в метре от обочины на проезжей части, болтала по мобильному телефону. Наша толпа ну никак не в силах была ее объехать, первые конечно же умудрились обойти ее слева-справа, вторые кое-как, задев рюкзаками ее тоже обошли. Но потом ехала Даша, которая впилилась в тетку со всего ходу. Телефон у тетки вывалился и улетел куда-то на дорогу, тетка еще долго вопила и махала руками нам в след…

Добрались мы худо-бедно до Палмсе, там походили посмотрели все вокруг. Много времени на нее тратить не стали, так как мы уже были в этих местах во время нашего похода из Нарвы в Таллинн. Да к тому же вход в центральную часть мызы был платный, а никто не захотел раскошеливаться. Дальше на нашем пути была мыза Сагади. Там мы сделали перекус, быстренько «оббежали» мызу и поехали дальше в Оанду искать туристическую тропу с бобриными местами прожевания. Тропу нашли, походили, посмотрели. Следов бобров правда нашли не очень много. Ожидалось что-то более впечатляющее, но кроме пару плотин на ручье и нескольких поваленых деревьев ничего больше не было. Следующим номером нашей развлекательной программы на сегодня была туристическая тропа Оанду – Вызу длиной 9.5 км. На ней должно было находиться порядка 17 разных «интересных для просмотра» мест, но мы нашли всего пару-тройку из них. Видимо остальные были «доступны» с пешеходной тропы, которая петляла тут-же то слева, то справа от нашей велосипедной дорожки. В общем, к Вызу все умотались, больше никому ничего не хотелось кроме как добраться до места стоянки и пристроить свой любимый зад на бревнышке у костра.

В Вызу купили продукты, отправили наших пятерых туристов домой и поехали на место стоянки в Кясму. Место для палаток нашли. Огороженая парковочка для машин, песчаный пляж, пару тройку мест для костров, мы нашли местечко с навесом и столом со скамейками. Там и разместились. Пока готовили кушать с моря дул противный ветерок, а попозже вечером все стихло и у костра было хорошо и уютно… Все сошлись на том, что было довольно странное ощущение – уехало всего 5 человек (из 17), а казалось, будто нас стало на половину меньше. Немного всгрустнулось по этому поводу, но потом потихоньку за беседой разошлись, развеселились, и окончание вечера прошло на ура.

День седьмой

29.07 Käsmu jv. — Tsitre 42 км
— Majakivi

Группой в 12 человек передвигаться было совсем легко. Первая наша цель была Локса. По пути пытались найти еще один большой валун недалеко у дороги, но никакого указателя к нему не было, и мы проехали мимо так и не найдя его. В Локса купили продукты сразу на перекус и на вечер. Перекус решили совместить с купанием в озере Лохья. Покупаться захотели не все. Вода была теплая в верхнем слое, и прохладная ниже. Лес у берега озера вроде и красивый, но загаженый до невозможности. Мусор по всем кустам и под каждой елкой.

Следующим пунктом нашего сегодняшнего маршрута должен был быть Majakivi (камень Дом). К нему надо было идти по размеченной учебной тропе, часть которой шла по болотам по узкой досчатой дорожке. С велосипедом по ней можно передвигаться только пешком. Но все трудности пути были забыты когда мы дошли до камня – вот это размерчик!! 7 метров в высоту и 41 метр в окружности. Красота неописуемая! Для того чтобы забраться на него сделана специальная лесенка. Конечно же нафотографировались во всех видах. Двинулись дальше потихоньку. Тропа из досочек тянулась дальше. По ней же переходили и большое болото Аабла. За болотом умирали, пока со своими гружеными великами забрались на холм на котором была вышка обозрения. С вышки полюбовались окрестностями и дальше одним духом долетели до Тситре. Там нас уже ждали приехавшие из Таллинна Рома Леготин, Инара и Света.

Мест для палаток в Тситре навалом. Много оборудованых навесов. Пару туалетов. Заход в море песчаный, но у самого берега под подой есть несколько валунов. Воду брали в колонки, до которой от нашего самого дальнего места было 750 метров. Ездили на великах с парой пятилитровых бутылок.

Окончание вечера прошло под дружеские беседы за жизнь под пивко, джин и кое-что покрепче…

День восьмой

30.07 Дневка в Tsitre
— Viru raba matkarada

На дневку к нам собирался подъезжать Рома с Людой, поэтому все продукты мы заказали им. Всего четверо изъявили желание съездить за 12 км на болото Виру, остальные уползли на пляж ловить солнечный загар.

Болото понравилось, хоть и сильно напоминало пейзажи болота в Какердая. Зато тут была посреди болота вышка, с которой открывался красивый вид на все болото и прилежащие окресности.

На обед было ведро вкуснющей селянки, а после обеда волейбольный матч из 5 игр. Все это вперемешку с купаниями в теплом море и посиделками у костра. Вечером нажарили шашлыков, пили чай с кренделями и когда стемнело – смотрели на Ромином лаптопе все фотки этого похода со всех наших фотоаппаратов, вспоминали все наши происшествия… Шутки и веселье продолжалось далеко за полночь…

День девятый

31.07 Tsitre — Tallinn, 60 км
Как обычно – последний день было и немножко грустно и радостно одновременно. Грустно, что сегодня все уже заканчивается, радостно, что скоро мы все будем уже дома. Погода была без солнца, но и дождь тоже нам не мешал. До половины пути доехали по второстепенным дорогам, потом выбрались на ленинградское шоссе, и там нам тоже повезло – несколько км трассы было закрыто для ремонта. С дороги был снят верхний слой асфальта, но его остатки были вполне пригодны чтобы по ним припеваючи в несколько рядов ехать к Таллинну. Ну, и у кафешки Nehatu начались первые прощания. Так и завершился поход этого лета.

По отзывам участников – всем все понравилось – и погода и компания и все остальное. Так что – до встречи через годик! Пока!! 🙂