Походы

1998 — Велопоход Нарва — Таллинн

25.07-2.08, Narva — Narva-Joesuu — Toila — Purtse — Karepa — Kasmu jv. — Kaaberneeme — Tallinn, 290 км

На этот раз мы решили объездить северное побережье Эстнии — от Нарвы вернуться своим ходом в Таллинн. Собралась очень неплохая компания (19 человек), и что самое интересное, все до единого добрались до конца, никто не «сошел с дистанции»! Вот имена героев: Анне Иванова, Елена Бабак, Людмила Швед, Роман Швед, Вероника Дронова, Валерий Бабак, Анна-Мария Низовцева, Дмитрий Швед, Яна Швед, Роман Леготин, Мила, Aндрей Бабак, Сийм Кемппи, Марика Еронен, Валера Бабак, Вадим Сиволапенко, Наталья Нагорная, Сергей Котюков, Андрей Сафонов

День первый

25.07 Narva — Narva-Jõesuu, 20 км

От Таллинна до Нарвы мы добралися на дизеле. Где-то в полдень были уже на месте и вот наконец поход начался!!!

Первой достопримечательностью, которую мы не могли пропустить ни в коем случае, была Нарвская крепость. В выставочных залах было на что посмотреть, но к сожалению лимит времени не дал нам насладиться этим сполна. Немало нас удивил монумент «дедушки Ленина», стоящий тут же у входа на территорию замка. Мы не удержались от того, что бы не сфотографироваться вместе с ним.

Но в конце концов с Нарвой пришлось проститься. Наш путь лежал в Нарва-Йыесуу. Вся дорога — по асфальту, так что особо напрягаться не пришлось.

Стоянку искали минут 40. Единственным приемлимым местом оказалась неширокая, но уютная полоска земли прямо у самого берега реки Нарвы. Легкое течение придавало купанию в реке особую экзотику. Вода была такая теплая, что в реке можно было сидеть не перестовая… В зарослях кустов вокруг можно было найти что угодно, кроме дров. Поэтому пришлось сделать небольшую «экспедицию» по окрестностям и притащить небольшую сосну, которой нам хватило и на вечер и на утро.

Вечером своим присутствием нас одарила тройка «марафонцев»: Андрей, Леша и Игорь, которые за день проехали от Таллинна до Чудского озера и потом еще добрались до нас! Пропахать 315 км на велосипде за один день — это я вам скажу не так-то просто…

День второй

26.07 Narva-Joesuu — Toila, 40 км

Интересно было посетить «Шишкинскую Сосну». В свое время сам Шишкин написал с нее картину. Огромное раскидистое дерево впечатляет своим величием и красотой. К этому месту теперь приезжают молодожены из Нарвы, распивают шампанское и бьют бутылки и бакалы на счастье о специально предназначенный для этого камень. На сосну же должен забираться жених и завязывать на ней нарядную цветную ленточку. И естественно, чем выше он ее завяжет, тем более счастливо они будут жить со своей невестой… (Чего только не выдумает изощренный человеческий ум!) Перекус устроили в Силламяэ, в небольшом парке на скамеечках.

Что еще запомнилось в этот день так это проливной ливень, который загнал нас под крышу в Вока на добрых минут 40-50.

В парке Тойла мы с Ромой крутились довольно долго в поисках места для стоянки, пока не наткнулись на обустроенное кострище, выложеное гранитными валунами, засыпанное чистеньким песочком. Как оказалось на следующий день — это была территория парка, и ставить палатки здесь не разрешалось, но особых проблем с директриссой парка не было, особенно после того, как она узнала, что мы отсюда уже уезжаем.

Вообще же места здесь очень красивые, жаль, что мы сюда не добрались пораньше, чтобы подольше побродить по ухоженым дорожкам парка. Кое что мы посмотрели утром, но конечно-же далеко не все, на что здесь стоило обратить внимание.

День третий

27.07 Toila — Purtse, 46 км

Выдалось солнечное, хорошее утро. Долго собирались, сушили целлофаны, палатки, тенты. Недалеко у края обрыва наткнулись на красивую беседку в стиле «Черноморского побережья». Конечно-же стали фотографироваться — и так, и эдак, уже в конце концов не знали, как бы еще попозировать… С места уехали чуть-ли не в 12 часов!

Да и то не сразу. Сперва попялились на родник, который вытекает прямо из пещеры, потом заглянули на певческую эстраду, застряли в местном магазинчике и только после этого тронулись в путь.

Маршрут пролегал вдоль живописнейших мест — высокий обрыв, простирающаяся вдаль морская гладь, июльское солнце, теплый ветерок… Не забыли заглянуть посмотреть на «эстонскую Ниагару». Ручеек под названием Valaste низвергается с верха глинта с высоты 24 метра! Это — самый высокий водопад в Эстонии.

В Онтика хотели сделать перекус, но не нашли там ни магазинчика, ни вообще каких-то «признаков жизни». Пришлось ехать дальше до Сака, там в магазинчике хоть что-то смогли купить. Дальше четверо «джигитов» отправились на «охоту за тортами» в Кохтла-Ярве, чтобы вечером отметить два дня рождения, а мы отправились к месту стоянки. Утром еще не знали — какой выберем маршрут, вдоль обрыва по грунтовкам, или по Ленинградскому шоссе. Так как было уже довольно много времени, то остановились на «Ленинградском» варианте. Не знаю, насколько это было правильное решение, но этот участок трассы оказался не из легких. Сильный всречный ветер вынудил всех выстроиться по струнке, нескончаемый поток машин держал в постоянном напряжении, все это вымотало столько нервов и сил…

Но все-таки до места стоянки добрались, и все вздохнули с облегчением — ведь завтра нас ждал день отдыха!

День четвертый

28.07 Дневка в Purtse

Погода как-будто знала, что сегодня у нас дневка — на небе за весь день не было не облачка. За весь день ничто не помешало нашим планам. Мы и загорали на прибрежном горячем песке и купались, съездили на экскурсию по окрестным достопримечательностям и поиграли в волейбол. Отдых получился на все сто!

Экскурсия у нас была на находящуюся поблизости древнюю крепость Пуртсе. Построенная в 16-м веке крепость со временем была сильно разрушена и восстановлена в первоначальном виде в 1990 году. Внутреннее убранство крепости переносит нас на столетия назад, вы забывате обо всем на свете и кажется, что это вы жильцы этого молчаливого и таинственного дома…

А вечером мы наслаждались другим пейзажем. Багряный закат не давал отвести от себя взгляд и поражал своей грандиозностью и неповторимостью… Кто-то из наших «синоптиков» со знанием дела сказал: «Красный закат — это к хорошей погоде!» Как много я бы отдал, если бы это оказалось правдой.

Погода же решила все по-своему. Ночью поднялся шторм с проливным дождем. Палатки рвало и метало. Спать временами становилось просто невозможно. Да еще этот Вакс, четр бы его побрал, три раза вылазил из палатки чтобы топором заколотить колья покрепче и закрепить свой целлофановый тент. Небольшим спасением было то, что от моря нас отделяла невысокая песчаная дюна, не знаю, устояли ли наши палатки, если бы ее не было…

День пятый

29.07 Purtse — Karepa, 51 км

Разводить костер под проливным дождем не было никакого удовольствия, поэтому мы перенесли кострище под кроны деревьев. Там пришлось повоевать с зарослями крапивы и натянуть наверху целлофановый тент. Значительный запас сухих нарубленых дров у нас, как у «старых морских волков», был заготовлен еще с вечера и прекрасно сохранился под здоровенным куском клеенки. Дальше уже приготовление манной каши и чая было делом техники…

Природа смилостилась над нами. К тому времени, как мы кончили завтракать, ветер поутих, ливень перешел в моросящий дождик и в конце концов совсем прекратился. Мы упаковали вещи, и временами появляющееся солнышко стало потихоньку поднимать нам настроение. В этот день мы посетили действующую церковь в Виру-Нигула, полюбовались останками старинного цементного завода в Кунда. Здесь же, в Кунда, сделали перекус и тронулись дальше. Особо интересного на нашем пути больше в этот день ничего не было и вскоре мы добрались до места ночевки.

День шестой

30.07 Karepa — Käsmu jv., 54 км

Наутро мы по традиции решили сфотографироваться. Я даже не берусь судить, какой из снимков получился более примечательным — тот единственный, на котором присутствуют все 19 членов группы, или тот, где запечатлено, как Vax пытался это сфотографировать!

Дорога сегодня была легкая — все время асфальт, так что мы в полной мере смогли насладиться массой достопримечательностей.

Первой остановкой был причал Vainupea. Аккуратная церквушка, ухоженый пирс, отличный вид на море, теплое июльское солнце… Райский уголок… Слова здесь неуместны, это просто надо видеть.

Не меньше ласкала взгляд ухоженная усадьба Vihula. Отлично отреставрированная мыза, пруд с голубой водой, маленькие островки посреди пруда, ажурные, переливающиеся на солнце, мостики, а вокруг стриженные газончики, отреставрированные под старину барчики, магазинчики, пивнушки. Так не хотелось отсюда быстро уезжать, что решили сделать перекус.

Дальше наш путь проходил мимо мызы Sagadi — тут тоже все красиво отреставрировано, есть большой музей, красивый парк с лебедями(!), но за всю эту красоту с нас хотели денег. А мы,естественно, не захотели тратиться, и полюбовавшись всем, что бесплатно, отправились к месту стоянки…

На озере Кясму мы надеялись найти хорошее место для купания, но поиски наши не увенчались успехом и мы решили остановиться в красивом сосновом бору. Солнечные зайчики весело играли, отражаясь от глади залива. Чистый воздух с лесными ароматами просто пьянил голову.

День седьмой

31.07 Kasmu jv. — Kaaberneeme, 58 км

Нудный, моросящий дождик, понятное дело, никому настроения не поднял. Все поодевали, кто что мог: кто целлофановую накидку, кто какой-нибудь здоровенный плащ, кто видавшую ни один уже поход штормовку… Худо ли бедно, километры шоссе пролетали один за другим. Может что-то и было интресное по пути, но в такую погоду ничего не хотелось смотреть. Через пару-тройку часов погода начала проясняться, мы стали потихоньку просыхать и вскоре добрались до Колга.

Там мы надеялитсь посмотреть большую мызу. Мызу нашли, но вот смотреть на ней практически нечего было. Видно фортуна обошла ее стороной, и в свое время не нашлось необходимой кругленькой суммы на ее реставрацию. Зато в огромный ремонтируемый холл главной мызы очень хорошо поместились все наши 19 велосипедов, мы переоделись в сухое, пошатались по магазинчикам и хорошенько перекусили. Погода к тому времени стала совсем солнечная, и мы отправились в путь. Вечером мы должны были добраться до места второй дневки, так что вполне отчетливо была видна конечная «цель».

Но как это обычно бывает, когда цель уже кажется близко, начинают выплывать всякие неприятности. Так произошло и на этот раз. Значительный участок дороги, обозначеный на карте шоссейной дорогой, оказался в стадии реконструкции… Раздолбаная грунтовка, пылища и камни так всех вымотали, что некоторые из нашей «молодежи» в конце концов стали сдавать. Когда эта «дорога жизни» кончилась, пришлось сделать большую передышку. К счастью, нам надо было сделать много покупок из продуктов на завтрашний день, и пока мы затаривались все смогли «восстановиться» до нужной кондиции.

Дальше уже нас ничто не могло остановить. Ровно и без особых усилий мы преодолели очередной участок пути и добрались до долгожданной стоянки…

День восьмой

01.08 Дневка в Kaaberneeme

Еще одна наша традиция — гости на второй дневке. Вот и в этот раз без них не обошлось. И на 19 человех — походников приехало 18 человек гостей!!! В такой компании, ясное дело, скучать не приходилось. Чем только не занимались. Построили волейбольную площадку, поиграли в волейбол. Витя Крамаренко собрал серфинг и народ пошел «кататься» (вернее будет сказать «купаться») на нем. Андрей Никитин с Лешей и Игорем соорудили «походную баню». Народ напарился, накупался, все это с визгами, с хохотом, с весельем.

Не обошлось и без ЧП. Куда-то внезапно пропала маленькая Катя — дочка Андрея. Тут уж было не до шуток. На ноги подняли всю округу, все отдыхающие в окресности 300м знали, что почти 40 человек носятся по лесу и ищут маленькую девочку. Нашли ее чудом. Помогла молодая овчарка Сереги Стекольщикова, которая непонятно как все-таки нашла плачущую Катю…

Погода весь день была солнечная. По небу, правда, проносились «табуны» облаков, из которых изредка, вдруг, начинал поливать теплый, летний дождичек. Тогда все забивались под большой, натянутый посреди поляны, целлофановый тент, а минут через 5 дождик уже кончался, и все шло дальше своим чередом, как будто его и не было.

Никакой поход у нас не обходится без Роминых «шашлыков» из куриных ножек. И в этот раз он потвердил свою квалификацию, ужин получился отменный! Даже только ради этого стоило идти в поход! Вечером, конечно же, были посиделки у костра, анекдоты, байки, истории, воспоминания, последние «романтики» разошлись по палаткам часа в 3-4 ночи…

День девятый

02.08 Kaaberneeme — Tallinn, 20 км

Какие странные чувства охватывают в последний день похода… Все становится связанным со словом «последний». В последний раз складывается рюкзак, в последний раз собирается палатка… В последний раз разводится костер, чтобы приготовить завтрак… Это и радостно с одной стороны — ведь уже все трудности позади, завтра ты снова будешь спать в мягкой кровати, готовить дома на плите, сможешь принять ванну, просто поваляться на диванчике, посмотреть телевизор. А с другой стороны — эх, все кончилось, когда еще ты сможешь просыпаться под пение птиц, а засыпать под колыбельную дождя, стучащего по крыше палатки?! Когда еще ты сможешь наслаждаться ветром, который ласково трепет твои волосы, и когда ты еще сможешь вдохнуть этот чарующий лесной аромат… И все-таки чувство радости от окончания похода понемногу пересиливает. Хочется чуть-чуть отдохнуть, оказаться у себя дома, где все знакомо и привычно…

Обязательный элемент перед отправлением — посидеть «на дорожку» и сделать общую фотографию. Чтож, пора и в путь. Вот и «последняя» поломка за поход, вот послений километр, вот родная табличка «Таллинн». В последний раз можно посидеть вместе на скамеечках у бара, о чем-то еще поболтать, поздравить друг друга, что все обошлось хорошо, договориться, что в следующем году обязательно опять встретимся снова…

Ну, до встречи в следующем году! Пока!