Походы

2020 — Велопоход — северо-восток Эстонии

Коронавирус… Как много в этом слове!… 🙂 Конечно же 2020 год всем запомнится именно благодаря коронавирусу. Сколько поездок пришлось отменить, сколько планов пришлось переиграть. Благо первая волна прошла, вторая еще не началась, так что наш поход все-же состоялся. Изначально идея была попутешествовать по России но граница туда так и не открылась еще и мы по-быстрому все переиграли на наше родное «puhka Eestis» (отдыхайте в  Эстонии).

Выбор пал на северо-восток Эстонии, а по составу походников «жертвой вируса» у нас стал еще один кандидат в поход. Валера Бабак очень  хотел с нами поехать, но по возвращении из командировки с России его «посадили» на 2 недели на карантин. В итоге нас в поход выбралось 27 человек. На велосипедах – Дима, Яна, Рома, Ксюша, Олеся, Света, Андрей, Миша, Саша, Кристофер, Саша Курбат, Олег, … . На машине ехали Вадим и наша мама. Со второго дня к нам присоединились Света, Марина, Света Осейко и Кучеровы Саша, Света и Мария. По вечерам к нам приезжал Юра Лукащук, он где-то под Раквере работал на объекте.

Что из «новинок» у нас было в этом году – это мы попробовали в поход взять не только автобус сопровождения, но плюсом к нему еще взяли и прицеп. Прицеп длиной 3.5 метра, с высокой крышкой, в него замечательно влазили не только все походные вещи, палатки, подстилки и спальники, но при необходимости и несколько велосипедов и даже остатки напиленых-нарубленных дров.

День Первый, Йыхви – Консу, 25 км

Логистика первого дня была довольно простая. С утра все собрались на парковке рядом с автовокзалом, туда же подъехал грузовичок в который мы покидали все велосипеды и рюкзаки. Кто-то сел в микроавтобус, кто-то на рейсовый автобус и так мы все дружно добрались до автовокзала в Йыхви. Там сели на велики и покатили в наше путешествие. Расстояние первого дня небольшое, примерно 25 км неторопливого вращения педалей и мы добрались до озера Konsu. Оно находится чуть южнее красивого края Куртнаских озер и похоже самое большое из 40 озер этих окрестностей. Вдоль берега расположено несколько RMK-шных домиков – навесов с местами для костра, но все они были заняты разными компашками. Нам досталась большая поляна, которая находится не у самой воды а через дорогу. Нас впрочем это не сильно расстроило. Один раз сходить искупнуться – не проблема лишних 50 метров пройти. Расставили палатки, завалили сухую сосну, напилили-нарубили дров, супчика поели. Думали макарон особо никто не захочет, а нет, пока сварили – желающих оказалось по полной программе J. Ну и горячим чаем закончился наш первый день.

День Второй. Консу – Каукси, 47 км

Второй день начался с посещения Куремяэского монстыря. Давно мы здесь не были. Размеренно и нетороплива льется «бытие» в этой замечательной обители. Походили, пофоткались, поехали дальше. Ближе к перекусу уже подъехали к городишке Iisaku. Прямо перед Iisaku на холме стоит смотровая вышка. Забрались на нее, с высоты 25 метров полюбовались окрестными видами. Тут же дождались «пополнение» — еще 6 участников нашего похода добрались до нас прямиком с Йыхви и в парке у местного магазина устроились на перекус. Тут же тетечки на импровиизированном рынке продавали копченую и вяленую рыбу. На самом деле – начиная отсюда рыбу можно купить вдоль всего побережья Чудского озера чуть ли наверное каждые 5-10 км. Ну а к вечеру мы добрались до планируемого места нашей стоянки – побережья Каукси.

К сожалению описание похода с этого момента не получилось сделать вовремя. Год спустя какие-то детали уже стерлись из памяти. Попытаюсь хотя бы набросать стоянки.

День третий, Каукси, дневка

Слишком хорошее место чтобы тут же с него уехать. Поэтому тут решили сделать дневку. Загорали, купались, играли в волейбол, готовили еду, кушали… Сходили погулять по местной туристической тропе вдоль ручья Oja, полюбовались пейзажами, подышал свежим лесным воздухом.

День четвертый, Каукси – Сааре, 50 км

Погода стала понемногу портиться, дождь по пути несколько раз заставлял нас то одевать то снимать плащи. Останавливаться ждать всех было холодно и именно это послужило причиной того что в Муствеэ мы чуть было не потеряли друг друга. Кто-то свернул с дороги в сторону магазина, кто-то не заметил поворота и поехал дальше. В общем, пока мы снова нашли друг друга – прошло какое-то время.
На озере Saare как обычно – машину пришлось оставить на парковке и метров 300 нести все вещи до стоянки пешком. Хорошо хоть погода к вечеру уже исправилась, грело солнышко и мы спокойно занялись приготовлением ужина.

День пятый, Сааре – Endla raba, 50 км

По пути нас снова мыл и полоскал летний дождик. Но несмотря ни на что мы добрались до Endla raba. Это была наша третья попытка посетить это примечательное место. Один год выдалась редкая жара и на тропу по болоту нас просто не пустили (запрещено было даже просто выбираться в лес), другой раз на тропе затеяли ремонт, опять проход на нее был закрыт. И вот наконец в этот раз мы добились своего.

День шестой, Endla raba, дневка

Впервые за ВСЕ наши походы у нас не оказалось ни одного человека кто хотел бы остаться в лагере J Все решили идти на прогулку по болоту. Пришлось остаться нам с Яной. Вся группа отправилась на тропу, кто по более короткому маршруту, кто по более длинному. Кто вернулся пораньше – успел укрыться под навесом от дождя. Кто пошел по длинному пути – немножко подмок. Мы с Яной пошли на прогулку позже и тоже насладились красотой эстонской природы. Черные «дыры», отражение голубого неба, скрюченные сосенки – все такое удивительное и прекрасное, что хочется тут гулять бесконечно.

День седьмой, Endla raba – Porkuni. 40 км

По пути заехали полуюбоваться на Äntu озера, в Поркуни посетили музей плитняка, полазили по башне, забрались на самый верх, за башней нашли прикольную арбу, наделали на ней прикольных фоток. А сама стоянка Поркуни – нам уже как родная. Раскидали на ней палатки, приятно провели вечер.

День восьмой, Porkuni – Tapa, 20 км

Финальный рывок до Тапа, прогулка по городу. Приехала машина забрать все наши велики, подошел поезд, мы все погрузились и отправились домой… Для чего? Для того чтобы снова весь год ждать следующего похода J До встречи! Буду ждать всех снова

PS

С нами в этом году Света Доледутко позвала покататься Марину. У себя в ленте в Facebook-e Марина так описала свои впечатления:
Marina Magicmar
#веловипассана
Решила тряхнуть стариной и увязалась вместе с группой вело-туристов #srdpohod прокатиться по северо-востоку Эстонии.
Погода предоставила много материала для практики?
В самом начале похода сняла часы — это очень интересное ощущение: когда из реальности убираешь одну координату. Крутишь педали и вообще не важно, сколько времени — нет никакого прессинга «успеть», «дэдлайн». Время, кстати, сильно растягивается:)
Приоритеты по сравнению с обычными городскими — стали ооочень простыми: сухая одежда. Тепло. Еда:)
Четыре дня из пяти поливало от души. Едешь, видишь впереди (не преувеличиваю) плотную стену дождя, сквозь которую не видно горизонта… в которую тебе сейчас надо заехать и … даже с каким-то азартом едешь:))) мокнешь. Едешь. Дышишь. Крутишь. Отслеживаешь, как пищит и жалуется в голове один голос. Другой говорит: «да пофиг, норм. Даже прикольно».
Восхищают отлаженные действия походников на стоянке: мужчины быстро разводят огонь, натягивают тент, женщины занимаются едой. Да, эти люди ходят в походы без малого 30 лет(!) — достигнута максимальная эффективность распределения ресурсов и обязанностей. Любо-дорого. И вообще, классно, когда 25 человек — и все хотят помочь друг другу, безо всяких там «а че я?!».
Меня спрашивали- не холодно ли в палатке? — нет, в палатке классно. Нет, не промокает под дождем. Холодно вылезать:))
Ради чего стоит делать такие штуки: немного потестировать себя на прочность. Посмотреть на лунную дорожку на Чудском озере. Объесться черникой. Послушать звенящую тишину болот. На Эндла надо будет обязательно вернуться! Поорать песни под гитару. Кормить глаза красотами. Почувствовать ту самую запредельную легкость и простоту бытия. Побыть с собой.

PSS

А так свои ощущения описал наш давнишний и заядлый походник — Сергей Логинов.

Sergei Loginov
ТурГений.
Записки п-охоДника…
Нескончаемо долго тянулись недели и месяцы. Наконец приблизился срок нашего отправления в велосипедный поход по окрестностям Чудского озера…
„Лучше гор, могут быть только горы …“

День 1-й.

Разместив педальных коней в грузовике, а себя в междугороднем автобусе (последнем комфортабельном месте на ближайшую неделю) , мы добрались до города Йыхви, где оседлав своих двухколёсных и переполняемые стартовым азартом, устремились навстречу приключениям. Легко и непринуждённо преодолев 25 километров, добрались до одного из самых крупных озёр Куртна — Консу. Разместились на поляне обрамлённой разлохмаченными, вековыми елями, чуть потеснив местных рыболовов, оторопевших от неожиданности появления пёстрой по возрасту группы вело походников, разброс которой составлял от 14 до 65 лет. Многообещающие заводи, поросшие тростником и кувшинками, не оправдали наших надежд побаловаться свежей рыбкой. Однако, это обстоятельство, ничуть не помешало провести приятный вечер возле костра под монотонный гул разговоров и сказочное потрескивание поленьев. После чего, утомлённые впечатлениями долгожданной встречи первого походного дня и пьянящими лесными благоуханиями, мы расползлись по палаткам под убаюкивающий шорох трав и колыбельную трескотню кузнечиков.

День 2-й.

Скоротав летнюю ночь при температуре +6 °C и вытряхнув себя окоченевших из спальных мешков, туристы потянулись в сторону костра, возле которого наблюдалась суета дежурных по кухне. Тепло огня и лучи восходящего солнца растопили сосульки и наши заиндевевшие тела, а питательный завтрак, восстановила баланс оптимизма и энергии, утраченных в процессе противостояния беспределу летней ночи. Наши печальные лица повеселели, а волевые и физические показатели стали приобретать значения со знаком плюс. Воспользовавшись переменами настроения мы бодренько демонтировали свой лагерь и покатили велосипеды в сторону Пюхтицкого монастыря. Желающие духовного обогащения посетили святыню основанную с 1891 года, остальные же заполняли ёмкости питьевой водой для кулинарных нужд, из имеющегося близ монастыря святого источника. К концу пути этого дня, к нам присоединились запоздалые туристы, которые в силу причин не смогли стартовать в первый день похода. Обласкав их взглядами и радостными возгласами, мы продолжили движение и докатились до побережья Чудского озера. Показатели счётчиков километража продвинутых велосипедистов разнились в диапазоне от 55 до 59 километров.

День 3-й

Подыскать подходящее место для стоянки группе из 25 человек у берегов «Славного моря» близ Каукси, оказалось далеко не простым делом, потому как каждый прибрежный метр этого популярного в летнее время курорта, густо населён любителями „дикого отдыха“. К счастью опытный искатель в лице нашего командира, обнаружил фрагмент территории не особо густо заселённый отдыхающими. И, вскорости, на мягких, мшистых коврах между деревьев и черничных зарослей, обдуваемый лёгким озёрным бризом, образовался разноцветный палаточный городок, в котором нам предстояло провести днёвку. Не подумайте, что днёвка (однодневный отдых в походе), в нашем случае означала полный релакс и возмещение затраченных в пути сил и калорий, любителями спортивного туризма… Отнюдь, это время увлекательного исследования местных достопримечательностей, песещение смотровых вышек и туристических троп, сбор подножных кормов в виде ягод и грибов, а также командное первенство по волейболу и непримиримое соперничество кулинарных изысков походной кухни…

День 4-й

Утро следующего дня не сулило особых радостей и удовольствий очередному этапу нашего велопробега… Средней силы шторм со стороны противоположного берега, необозримому человеческому глазу из-за дальности расстояния, нагонял тяжёлую волну, оставляющую долгие пенящиеяся следы на песчаных отмелях. Низкие, свинцовые тучи, застилающие горизонт, неизбежно надвигались, готовые низвергнуть бездонные резервуары холодной воды. И, едва несчастные туристы выкатились нескончаемой колонной на шоссе, как брызнули первые капли дождя, которые преобразовавшись в бесконечные струи, хлестали в нас до самого Мустве. Мокрые до последней нитки, забившись в первый попавшийся супермаркет, мы наслаждались теплом и сухостью, отогревая себя горячим кофе из автомата, усиливая его бодрящее воздействие магазинным напитком с лошадинной фамилией. Остаток пути до озера Сааре, где планировалась очередная стоянка, представлял собой череду затяжных, изматывающих подъёмов в комбинации со встречным ветром, беспощадно замедлявших скорость нашего движения. Небо продолжало нескончаемо лить слёзы, видимо созерцая наши страдальческие от усердия и одышки лица, при взятии очередного дорожного пригорка… Последние километры пути давались с большим трудом. Тяжеленные велорюкзаки, набитые до отказа не только жизненно важным туристическим скарбом, но и прочими, значимыми причиндалами, обеспечивающими беззаботность походного отдыха, делали своё дело…

День 5-й.

Бесконечное, атмосферное недержание, приобретало всё более яркий характер хронического расстройства у природы… Непрерывные серебрянные нити, уже отторгаемые землёй, перенасыщенной дождями, собирались в огромные, пузырящиеся лужи. Пропитанная сыростью окружающая среда, не только безжалостно увлажняла походное имущество и экипировку, но и угнетала моральное состояние. Нет ничего удивительного, если на этом этапе пути, каждый удручённый погодными обстоятельствами турист, стремительно крутивший педали в сторону болота Каасикярве (конечного пункта этого дня), нет нет, да и ловил себя на мысли — чтобы он ещё раз, когда-нибудь, в велосипедный поход… Нет уж, дудки… Но, минёт год, и в тоже самое время, всё повторится, но уже на другом маршруте… Так происходит уже третий десяток лет! Тем временем, сопровождаемые печальными размышлениями и согреваемые лишь обнадёживающими прогнозами погоды, мы обнаруживаем, что прибыли на место. Ставим палатки, устанавливаем огромный, походный тент, позволяющий укрыть от дождя не только походную кухню, но и всех без исключения членов экспедиции. Постепенно, с приближением горячего ужина, лица измученных непогодой путников, утрачивают следы усталости и вселенской печали, а обволакивающая темнота сближает их вокруг языков раскалённого пламени. Крепкий чай насыщенный душистыми,полевыми травами, снимает напряжение. Нежно обнимаемый изгиб жёлтой гитары, пронизывает осколком эха тугую высь…

День 6-й.

Едва успели смолкнуть звонкие голоса туристов, отпугивающих своими песнями диких животных близлежащих болот, как серость августовского утра растворилась под натиском восходящего светила. В расписании очередной днёвки у небольшого озерка Энда, предполагались прогулки по тропам упомянутых выше болот, возобновление волейбольных баталий, непримиримое соперничество в ловкости ужения плотвы, и конечно, продолжение фестивалей высокой кухни и походных куплетов. И несмотря на переменчивую погоду, все участники состоявшихся развлечений, от души насладились незаурядностью программы и безупречностью кострового меню, дополненного запечёной на углях свежевыловленной краснопёрой.

День 7-й.

Едва видимая на горизонте, розовеющая полоса восхода, неспешно раздвигала сумрак ночи. Утреннее купание в остывающей озёрной воде уходящего лета, бодрило тело и проясняло сознание. Умиротворяющая тишина нарушалась шелестом листвы под напором налетающего ветерка, игриво кружащего пепел с тлеющих поленьев. В закопчёном от пламени ведре, заклокотала закипевшая вода и спустя мгновение, запах крепко заваренного кофе смешался с ароматом хвои и витающего над костром дымка. Немногочисленные ценители безмолвия и безмятежности раннего часа, наслаждались молчаливым присутствием единомышленников. К 9.00 утра, как обычно, усилиями дежурных по кухне, появляются каша и бутерброды. В окончательно пробудившемся палаточном городке, начинает бурлить жизнь. По окончанию завтрака, короткие сборы и мы вновь выдвигаемся, теперь уже в заключительный пункт нашего маршрута — мызу Поркуни.

День 8-й.

Необычайно красивое место. Неподалёку от мызы, одноимённое озеро Поркуни, состоящее из четырёх отделённых друг от друга плотинами озёр — Суурярв, Айаярв, Иириярв и Каруярв. Самое большое из них – Суурярв, приобрело известность благодаря плавучим островкам. По местной легенде, жила в этих местах красавица Кайе, которая очень нравилась хозяину мызы. Но она не отвечала ему взаимностью. Однажды девушка сгребала сено возле озера. Он подкрался к ней и столкнул её в воду. Кайе утонула, а из охапки сена образовались островки, которые плавают там по сегодняшний день.
Пристанищем для нашей стоянки у этого озера, стал огромный травянистый холм, полого спускающийся к самому берегу. Вымощенная набережная, каменные ступеньки образующие удобный вход в воду и замечательный, солнечный день. Казалось бы, что ещё нужно для счастья?! Но сердца юнных и бывалых походников переполняет тоска, а из глаз струится уныние… Может от предстоящего расставания, а может от смятения печальной легенды, кто знает?! Но как бы то ни было, пройдёт год и обязательно, кто-то очень близкий, конечно всем им скажет: „Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались! “…